11:15 / 29.03.2010 Спорт

Александр Волков: «Полуфинал Олимпиады сохранился в памяти посекундно»

Олимпийский чемпион рассказал корреспонденту «Багнету» о самых ярких моментах его спортивной карьеры

Сегодня свой 46-й день рождения отмечает президент Федерации баскетбола Украины Александр Волков. Накануне с прославленным спортсменом встретился наш корреспондент, которому Александр Анатолиевич рассказал о самых ярких страницах его биографии.

«После проигрыша в финале чемпионата Европы мы чувствовали себя врагами народа»

- Александр Анатольевич, когда вы играли в сборной СССР, даже второе место на чемпионатах мира и Европы расценивалось, как неудача…

- Я приведу пример, который никогда не забуду. За время моего выступления в сборной у нее были две большие неудачи. Первая неудача – в 1986 году на чемпионате мира в Испании мы заняли второе место, проиграв в финале 2 очка американцам. Когда мы вернулись из Испании, нас даже автобус не встретил в Шереметьево. Разбредались, потупив глаза. Вторая – одно очко проиграли в финале грекам в 1987 году. После «провала» на чемпионате Европы в Греции мы чувствовали себя врагами народа. Честно говоря, я недельку сидел дома, не выходил на улицу, мне было стыдно. Такая была установка – для сборной СССР есть одно место – первое. Мы к этому стремились, под это была настроена вся система советского спорта. В то время были прекрасные игроки во всех республиках, были замечательные команды, такие, как «Жальгирис», ЦСКА, «Динамо» (Москва), киевский «Строитель». У каждой из них было свое лицо, свой лидер, свои звезды. И только 12 лучших баскетболистов из всего СССР попадали в сборную. Это была уникальная команда, и по человеческим качествам, и по тому, какие это были интересные люди. Не зря эта команда уверенно выиграла последнюю Олимпиаду, в которой участвовал Советский Союз.

- Как Гомельскому удалось создать такую дружную семью из людей с разным менталитетом, ведь в команде были прибалты, россияне?

- Сложно сказать. Он был хорошим психологом, опытным тренером, прошел серьезную жизнь. Он подходил индивидуально к каждому человеку. Долгое время изучал пришедших игроков. В команде никогда не было ссор и скандалов. Он этого не допускал. Если появлялся человек, который создает проблемы, Гомельский его не допускал в сборную, даже если он был хорошим игроком. Гомельский не был типичным на тот момент советским тренером. У нас внутри сборной была определенная свобода, но в то же время и дисциплина. Мы не были подвержены комсомольско-коммунистическому влиянию, как другие сборные. Гомельский прекрасно понимал, что игроков с Прибалтики в эту схему загнать нельзя. Прибалты имели большой вес в сборной, и чтобы команда была эффективной, создавалась такая атмосфера. Александр Яковлевич держал нас в рамках общесоветской идеологии и все-таки давал определенную свободу. Мы ценили это, боролись за это, никто не хотел подвести тренера, команду. Прилет в Шереметьево, когда отправлялись на сборы и турниры, – это был праздник, это была очень счастливая часть нашей жизни.

- Найти второй пример такой чудесной команды в любом из видов спорта невозможно. Каждый в том коллективе – личность и просто потрясающий человек…

- Не зря эта сборная была признана командой ХХ века.

Команда Александра Гомельского была признана командой ХХ века

- Какой из ваших матчей самый запомнившийся в жизни?

- Полуфинал Олимпиады со сборной США. Он у меня сохранился в памяти посекундно. Это был ключевой матч. Мы внутренне были уверены, что если обыграем в полуфинале американцев, то в финале югославам нас не остановить.

- На видео его пересматриваете?

- Да. Кстати, очень многие приходят, спрашивают, просят посмотреть. Причем люди абсолютно разного возраста и разных профессий – и молодые баскетболисты, которые бывают в гостях, и люди вообще не связанные с баскетболом.

- А какой бросок для вас самый важный? Чемпионский с «Жальгирисом»?

- Конечно.

- В прошлом году исполнилось 20 лет со дня победы «Строителя» над «Жальгирисом» в чемпионате СССР. Вы собирались, отмечали?

- Как ни странно, но у нас не осталось каких-то глубоких связей в той команде. Рядом Андрей Подковыров, в системе украинского баскетбола трудится Мурзин, остальные ребята разъехались по миру. Сборная СССР держится вместе, а вот игроки того «Строителя» меньше общаются.

- А правда, что Белостенный тогда говорил, что оторвал бы вам голову, если бы вы не попали тот бросок?

- Не знаю, я не слышал. Вы у него спросите.

«Майкл Джордан был настолько хорош, что по-спортивному раздражал» 

- СССР и США – два разных мира. Насколько тяжело вам было адаптироваться в NBA?

- Любые перемены, будь то смена коллектива или смена страны, накладывают определенный отпечаток. За океаном совсем другая жизнь, другие люди. Конечно, нас всех объединял баскетбол. Я достаточно хорошо знал английский, был в Америке ранее, и максимально знал NBA - из литературы, видео, из всех доступных источников. Адаптация заняла месяца три. Тяжело было привыкнуть к языку, к тренеру, к новой команде, найти друзей, общие интересы. Постепенно привыкал. Потом в какой-то момент понял, что не ощущаю себя за границей. Конечно же, большой плюс в том, что со мной была жена. Как-то она уехала в Киев во время предсезонных сборов, мне сразу стало очень тяжело одному. Медведенко, Печеров, Фесенко уехали сами, без семьи, мне трудно представить, как они там одни, без близких.

- Сейчас общаться с родиной проще, есть Интернет…

- Кстати, в то время, когда я приехал в США, чтобы позвонить в Украину, надо было звонить в операторскую в Америке, заказывать, ждать. Через год-полтора ввели кодовую систему, это было для нас грандиозное событие.

- Вы говорите, что были хорошо информированы относительно NBA. А что вас поразило там? О чем вы не знали?

- Немножечко шокировали отношения внутри команды. Мне NBA казалась высшим пределом профессионального спорта, профессиональных отношений. А на самом деле было не так. Возникали серьезные конфликты игроков, особенно звезд, с тренером. Были нарушения дисциплины, на которые руководство клуба смотрело сквозь пальцы. Там позволялись очень многие вещи. Не знаю, была ли это традиция одного клуба или всей Ассоциации, во всяком случае, в «Атланте» многие вещи были шокирующими для нашего воспитания.

- Вы играли против Майкла Джордана. Прав был Лари Берд, когда говорил, что Джордан играет, как Бог, что человек не может так играть?

- На тот момент, да. Он был уникальный игрок. Я его ощущал тогда конкурентом, в какой-то степени не любил его. Понимаете, у любого спортсмена, есть спортивная злость, то есть если кто-то играет лучше тебя, ты этого человека в хорошем, спортивном смысле слова ненавидишь и пытаешься с ним конкурировать, расти, обыгрывать его. Майкл Джордан был настолько хорош, что по-спортивному раздражал, побуждал стремиться к его уровню. Это подстегивало всех спортсменов в разных командах, в том числе и в его.

 «В «Атланте» многие вещи были шокирующими для советского воспитания»

- Вы не жалеете, что не согласились на предложение Майкла Фрателло остаться в Америке, работать в NBA?

- В моменты разочарований, когда что-то не получается, анализируешь жизнь, любой человек вспоминает об упущенных возможностях. А когда все хорошо, все идет удачно, об этом не думаешь. Это не какой-то процесс постоянного «жаления», такие мысли приходят периодически. Сам себя спрашиваю: «А правильно ли сделал, что выбрал этот путь? У тебя же были варианты». Первое: жалею ли я, что имел выбор остаться в NBA как игрок или переехать в Европу? В какой-то степени жалею. Сегодня я считаю, это было ошибочное решение, надо было оставаться в NBA. Второе: жалею ли, что мог работать в структуре NBA, но выбрал другой путь? Здесь нет однозначного ответа. Я не могу жаловаться на судьбу. Да бывают трудные моменты, когда задаешь себе вопрос: может быть, ты идешь не по правильному пути? Эти вопросы задает себе каждый человек. У каждого человека есть возможность выбора, и он сам выбирает свой путь. А предложения из NBA периодически приходят и сейчас.

«Украинский спорт держится на фанатах тренерах и спортивных менеджерах, которые вопреки всему выживают»

- Вы достигли в своей сфере деятельности таких успехов, как никто другой. Какие цели сегодня перед собой ставите?

- Успехи дело относительное. Сегодня есть в основном проблемы. Ситуация в политике, в экономике поставила ряд проблем, которые надо решать. Могу рассказать о своих задачах и мечтах. Хочется построить в Украине минимум десять современных баскетбольных арен, хочется, чтобы наша лига была одной из ведущих в Европе, хочется, чтобы сборные поехали на Олимпийские игры и чемпионаты мира, и были там постоянными участниками. Но приходится опускаться на землю. Сегодня я занимаюсь наполнением бюджета для того, чтобы банально обеспечить наши восемь сборных в летний сезон возможностью финансирования, дабы они нормально прошли сборы… Вот такая задача стоит на сегодняшний день, она занимает очень много времени. Занимаюсь не очень приятной деятельностью – уговариванием людей, имеющих возможности, помочь сборным. Федерация не имеет ни копейки бюджетных средств, а спонсоров, как вы понимаете, сейчас найти сложно, государство же оплачивает 10 – 15% минимальных потребностей украинских баскетбольных сборных.

Хотелось бы, чтобы баскетбол был един, чтобы все люди, участвующие в процессе, действовали единым фронтом и энергию направляли не на борьбу между собой, а на борьбу во имя того, чтобы баскетбол занимал все больше пространства в современной жизни Украины, чтобы наши сборные росли, чтобы все больше украинских игроков становились звездами, чтобы развивался женский, детский баскетбол… Я думаю, потенциал у нас есть. К сожалению, процессы, происходящие у нас в стране, отразились и на баскетболе. Начиная с любого подъезда и заканчивая высшими эшелонами власти, в стране идет непонятная борьба. Все борются со всеми. Надеюсь, в баскетболе этот этап мы пройдем как можно быстрее.

- Кстати, о сборной. В огромной стране СССР выбирали 12 лучших игроков в национальную команду. Каково ваше мнение, как специалиста, мы доживем до того времени, когда сборная Украины будет выступать на Олимпиаде?

- В сборной произошла смена поколений. Команды, сформированной в конце 90-х уже нет. Я имею в виду Лохманчука, Яйло, Окунского, Харченко… Эти ребята несколько раз выходили в финал чемпионата Европы. Да, они не смогли прорваться в элиту, но, тем не менее, не пасли задних в европейском баскетболе. Им на смену пришло новое поколение, сформировавшееся в независимой Украине. Очень важно отметить, что сегодня наши мужские и женские кадетские, юниорские и молодежные сборные по рейтингу входят в первую десятку. Из этого поколения должна вырасти и сформироваться сильная сборная. Также один из позитивных моментов - сейчас клубы не могут себе позволить дорогостоящих иностранцев и обращаются к услугам молодых украинских игроков.

Кроме того, в сборной должны появиться несколько настоящих лидеров. Яркий пример – сборная Германии с Новицки и без него – это небо и земля. Мы хотим, чтобы появились лидеры, способные создать нужную атмосферу в коллективе, помочь тренеру. В какой-то степени сегодня ими являются Дроздов и Лищук. Но, к сожалению, постоянные травмы не дают им возможности раскрыться.

К сожалению, национальная сборная себя проявляет эпизодически и никак не может стабильно сделать несколько шагов на пути в элиту. Что я имею в виду? Смогли обыграть сборную Франции в Киеве, но, к сожалению, это была первая и последняя громкая победа. Нужны еще несколько таких игр, еще несколько побед.

Могу сказать, что бывшая сборная Югославии, которая считалась одной из лучших баскетбольных школ, сейчас никак не может собрать достойную команду. Если не ошибаюсь, последний раз сборная Сербии занимала высокие места в международных соревнованиях десять лет назад. В то же время команда Германии, не имея достаточно высокого уровня игроков, а лишь одного Новицки, постоянно в элите, постоянно борется за награды и периодически их получает.

- Как-то мне довелось общаться с вашим школьным учителем физкультуры Павлом Константиновичем Хоменко. Он с такой болью говорил, что нынешние мальчишки совершенно неуправляемы, у них ветер в голове, и нет серьезного отношения к жизни. Где искать будущих лидеров?

- В этом все и дело. Наше государство пока не сделало ставку на спорт в широком смысле слова. Да мы гордимся братьями Кличко, недавно Шевченко был на пике своей славы, «Шахтер» выиграл Кубок УЕФА, удачно выступили на летней Олимпиаде. Но надо понимать, что все эти спортсмены – самородки. Все держится на фанатах тренерах, спортивных менеджерах, таких как Дерюгина, которые вопреки всему выживают, на президентах федераций, которые находят возможности не сдаваться, бороться и тянуть свои виды спорта, как, например, Владимир Брынзак. А государство ставку на спорт не делает. Я считаю, это ошибочно. Мне кажется, когда придет новая смена элит, должно все измениться.

Я всегда привожу пример Испании, у которой примерно такие же, как у нас, территория и население, такие же проблемы с языками, с определенными региональными движениями на независимость и достаточно кровавая история. Испанцы сделали ставку на некое объединение нации вокруг спорта (особенно интересно, что акцент сделали на игровые виды) и сделали ставку на региональные коммуны – хунты – в каждом маленьком городке выделяется бюджет на строительство залов, на обучение тренеров. Результат – в баскетболе, гандболе, волейболе, водном поло и футболе Испания занимает ведущие позиции в мире. Пять игровых видов спорта являются ядром объединения нации. Вот такой опыт, мне видится, мог бы пригодиться в Украине. Да, высшее руководство страны приезжает на игры, хочет быть рядом с успехами и победами отдельных спортсменов или команд, но в целом ставки на спорт в Украине нет, нет понимания, что спорт может стать тем немногим, что может объединить страну, в которой, к сожалению, все делается для того, чтобы ее расколоть. Я об этом часто говорю, думаю, в конце концов, к этому придут.

Школьный учитель физкультуры Александра Волкова Павел Константинович Хоменко

- Многие тренеры, в частности Нина Кожух, воспитавшая четырехкратную олимпийскую чемпионку Яну Клочкову, часто повторяют, что наши спортсмены достигают успехов не благодаря, а вопреки…

- Сегодня Киев имеет один Дворец спорта, который уже устарел и спорту невозможно там находиться в связи с дороговизной аренды. Попытки через частные инвестиции построить зал, к сожалению, оборвались в связи с кризисом. Я не знаю, сколько должно пройти времени и что должно случиться, чтобы киевской властью поднялся вопрос о том, что в городе нет современного дворца спорта. Это проблема. Людям, имеющим сегодня реальную власть, это проблемой не кажется.

«В театре получаю массу удовольствия, особенно, когда играют прекрасные актеры, которых любит вся страна»

- Где вы любите отдыхать? В какой стране больше всего понравилось?

- В молодости очень любил куда-либо ездить, видеть новые страны, пробовать местные кухни, изучать культуру. Но за свою карьеру столько налетался и наездился, что теперь каждая поездка – тяжелое бремя. Поскольку мои дети живут в Америке, для меня выезд на две недели на какие-то праздники с детьми – это лучший отдых.

- В одном из ваших интервью читала, что вы любите ходить в театр…

- Да, в театре получаю массу удовольствия, особенно, когда играют прекрасные актеры, которых любит вся страна. Но, к сожалению, есть две проблемы. Первая – абсолютно нет времени, вторая – с моими размерами очень некомфортно сидеть в наших театрах. Я постоянно комплексую, что человек сзади меня ничего не видит. Если хожу в театр, стараюсь купить билеты в ряду посередине зала, перед проходом. С тех пор, как я стал президентом Федерации, четко стал ощущать, что такое суббота и воскресенье. Для меня раньше это было раздражение – суббота был рабочий день, а в воскресенье маялся, не знал, что делать. Сейчас жду выходных, лучший отдых – проваляться дома, выспаться, от всего отвлечься.

- Вы были в гостях на одном из музыкальных телеканалов и рассказывали, что первым привезли в СССР рэп…

- Да, и Майкла Джексона и рэп. В 1983 году, когда начался бум рэпа в Америке, мы поехали туда с молодежной сборной и впервые услышали эту музыку. Естественно, как молодые ребята (нам было по 19 лет) увлеклись. Пытались с Миглиниексом танцевать, крутиться на полу… Но увлечение долгим не было.

- Правда, что вы с Миглиниексом были главными зачинщиками розыгрышей в сборной СССР?

- Да было дело. Да там все были те еще «зачинщики розыгрышей». Надо было ухо в остро держать, расслабишься, точно вляпаешься в какую-то историю… Все время ловушки были готовы, со всех сторон.

Анна Полегенько

 

ТЭГИ: