Неограниченные возможности ограниченных способностей
… Или почему паралимпийцы выступают лучше, чем нормальные спортсмены, спорт для которых считается основной профессией, и в чью подготовку вкладываются немалые деньги
То, что не удалось сделать отечественным спортсменам на февральской Олимпиаде в Ванкувере, там же с лихвой компенсировали наши паралимпийцы на юбилейных X Паралимпийских Играх. Завоевав 5 золотых, 8 серебряных, 6 бронзовых медалей, украинцы стали пятыми в неофициальном зачёте среди 44 стран, делегировавших в Канаду своих паралимпийцев. А по общему количеству наград так и вовсе разделили третье место с хозяевами соревнований. Кто-то может возразить, что, мол, по сравнению с предыдущей Паралимпиадой, которая четыре года назад прошла в Турине, мы сделали шаг назад. Тогда, напомню, в копилке Украины было 25 медалей, 7 из которых высшей пробы. Но, учитывая нынешнее состояние отечественного спорта, достижение паралимпийцев не может не вызывать восхищения.
При этом стоит заметить, что наши представители инваспорта выступали только в трёх из пяти видов программы нынешних Игр. На белых трассах Ванкувера и Уистлера особенно отличились дебютантка Игр Александра Кононова, завоевавшая 4 медали (три из них золотые), Елена Юрковская, которая после пяти канадских наград имеет уже 14 паралимпийских медалей, Виталий Лукьяненко, Юлия Батенкова, Григорий Вовчинский.
И вот тут возникает далеко не риторический вопрос: почему люди, для которых спорт становится лишь способом самоутверждения в обществе, одним из путей не чувствовать себя ограниченными среди соотечественников, могут стать для страны на международном уровне намного полезнее, чем, скажем так, нормальные спортсмены, в подготовку которых вкладываются немалые деньги и для которых биатлон, лыжи, санный спорт, фристайл и т. д. считаются основной профессией?
С одной стороны, тут, наверное, есть смысл говорить о той самой силе духа, которая заставляет инваспортсменов доказывать, что их недуги имеют лишь внешний вид. К примеру, упоминавшаяся Елена Юрковская в одном из своих интервью рассказывала, как в подростковом возрасте её угнетало чувство неполноценности, что она не такая, как её одногодки. «И только благодаря спорту я смогла доказать окружающим, что я на самом деле сильная. Ну и пускай у меня нет ног, но это ещё не доказательство слабости или неполноценность. Я ставлю перед собой цели и достигаю их», - подчёркивала наша знаменитая паралимпийка, кстати, Герой Украины.
Но есть в успехах наших инваспортсменов и субъективный фактор, имя которому Валерий Сушкевич, народный депутат Украины, президент Национального комитета спорта инвалидов Украины. Именно он стоял у истоков создания этой структуры ещё в 1992 году. Ещё через год в нашей стране появился Украинский центр физической культуры и спорта инвалидов «Инваспорт» с 27-ю территориальными организациями во всех регионах. Не случайно сегодня наша паралимпийская система официально признана Международным Паралимпийским комитетом лучшей на планете. Возможно, говорить об этом и неэтично, но Валерий Михайлович не понаслышке знает, что такое быть человеком с ограниченными возможностями. Кстати, он сам в своё время стал двукратным чемпионом тогда ещё Советского Союза по плаванию среди инвалидов. Поэтому и уверен, что, как он рассказывал, спорт для инвалидов – едва ли не единственная возможность вернуться в мир здоровых людей.
Между прочим, в отечественной системе инвалидного спорта занимаются 50 тысяч взрослых и 22 тысячи детей. Ежегодно проводятся 250 чемпионатов по 19 видам спорта. То есть, налажена довольно таки приличная схема отбора лучших для национальных команд, представляющих Украину на международных соревнованиях, чему могли бы позавидовать и представители некоторых видов обычного спорта. Что касается нынешних зимних паралимпийцев, то опять же благодаря именно Национальному комитету спорта инвалидов, они имели возможность полноценно готовиться к стартам в Ванкувере и Уистлере. В частности, в Финляндии, Болгарии, Германии, России, на олимпийской базе «Тысовец» (хотя она, к сожалению, при всех её достоинствах ещё не может удовлетворить запросы спортсменов-инвалидов).
Но особой гордостью отечественных паралимпийцев сегодня можно считать Западный реабилитационный центр Национального комитета спорта инвалидов Украины, который открылся прошлой осенью в карпатском селе Верхнее Турковского района Львовской области. По словам Валерия Сушкевича, уникальность этого объекта, расположенного на высоте около
Сегодня, конечно, трудно утверждать, что государство очень существенно поддерживает инваспорт, хотя Валерию Сушкевичу и удалось в своё время, как говорится, подсадить, паралимпийцев на бюджетное обеспечение.
К примеру, на заключительный сбор перед Играми в Ванкувере из госказны было выделено 6 миллионов 77 тысяч гривен, на участие в соревнованиях – 614 тысяч, ещё 1 миллион 400 тысяч – на адаптационный сбор уже непосредственно в Канаде. Деньги, конечно, не ахти какие. Но паралимпийцы и тому благодарны. К тому же частично помогли и некоторые меценаты.
В этом контексте нельзя не вспомнить, что на подготовку отечественных олимпийцев, которые вернулись из Ванкувера без единой награды, государство в общей сложности выделило 35 млн. грн. Как рассказывал тогдашний профильный министр Юрий Павленко, кроме того, министерство закупило необходимый инвентарь и специальную форму на сумму около 2,5 млн. грн. А на подготовку одного спортсмена в среднем из госбюджета выделялось 150 – 170 тыс. грн. в год. Возможно, с одной стороны сейчас проводить подобное сравнение и не корректно. Но, с другой, в плане того самого коэффициента полезного действия не сказать об этом просто нельзя.
Хотя по большому счёту в данной ситуации не в средствах дело. Их, как известно, никогда не хватает. Хотелось бы другого. Чтобы инваспорт стал заботой не только возглавляемого Валерием Сушкевичем Национального комитета, но и профильного министерства. Ведь в последнем, к сожалению, о паралимпийцах вспоминают преимущественно только тогда, когда рапортуют об их успехах на международных турнирах.
Андрей Тищенко