09:45 / 17.03.2010 Спорт

Итоги Ванкувера. Биатлон - неэлитная элита

Сначала мимо цели и как итог – мимо медали. Вроде бежим – но не добегаем. Что делать?

Не ошибусь, если скажу, что главные надежды с завоеванием хотя бы одной олимпийской медали в Украине были связаны с биатлоном. Он считается самым элитным зимним видом спорта в нашей стране. У биатлонистов лучшее обеспечение (даже лучше, чем в некоторых летних видах), лучшее финансирование (где-то на уровне клуба-середняка высшей лиги), лучшее, если угодно, лобби во властных структурах (президент федерации Валентин Брынзак вхож в очень высокие кабинеты).

Да и сами биатлонисты на разных стартах худо-бедно ли, но оправдывали и вложения и ожидания. В том числе и перед Олимпиадой. Победителем одного из Кубков мира незадолго до ее открытия стал Сергей Седнев. И само начало биатлонной программы в Ванкувере настраивало на мажорный лад. В первой же мужской гонке (спринте) Андрей Деризмеля пришел к финишу пятым, опередив многих «великих и ужасных», в том числе и легендарного Бьорндалена. Женщины неплохо «вкатились» в Олимпиаду. В общем, казалось, все идет по плану: сейчас добавим, кто-то из соперников провалится и…

И все. Никто из наших не добавил, соперники не провалились. Наоборот – мощным рывком вырвались вперед. Причем, настолько далеко, что многие невольно задались вопросом: а той ли дорогой Украине мы идем, товарищи? Биатлонной и вообще, спортивной.

Говорят, что зарплата у нашей лучшей биатлонистки Оксаны Хвостенко 2200 грн в месяц. Для сравнения зарплата среднего игрока в команде-середняке украинской высшей лиги - 10 000 евро. Но кто такая Хвостенко и кто такой этот игруля? Я, честно говоря, вообще не понимаю некоторых из наших владельцев таких вот футбольных команд. Содержать их – себе в убыток. Не только материальный, но и моральный. Потому что не иначе как без хохота игру этих команд смотреть нельзя. А здесь биатлон – всегда на виду, почти всегда рядом с «призами». Опять таки бизнес покажет себя «социально ответственным» (как говорят в Кремле). Михаил Прохоров - самый богатый человек в России фактически содержит биатлонную команду и ее результаты (два золота) хоть немного скрасили общий провал российской сборной в Ванкувере. А у нас?

О финансах чуть позже расскажет сам Брынзак. А пока о чисто спортивной составляющей нашей неудачи в Ванкувере. Те из украинцев, кто хорошо стрелял - плохо бежал, те, кто не попадал в цель – наоборот, мчался по дистанции очень даже неплохо. Тот же Дериземля гнал в Ванкувере отлично, а на огневом рубеже показал себя просто отвратительно. Проблема у Андрея исключительно в области психологии. Другие тоже мажут, но после этого борются до последнего и не редко успевают «прошмыгнуть» в тройку призеров (примеров тому множество), наши же откровенно сдаются и в лучшем (очень редком) случае попадают в десятку. Пример - Оксана Хвостенко, которая не совершила ни одного промаха в индивидуальной гонке на 15 км, но при этом оказалась восьмой. Вроде бы неплохо, но это если закрыть глаза на то, что победительница - норвежка Тура Бергер сделала один промах (что автоматически потянуло минуту штрафа) и при этом опередила Оксану на 1 минуту и 14 секунд! Это фантастика! Увы, это реальность… 

Мажем – сначала мимо цели и как итог – мимо медали. Вроде бежим – но не добегаем. Что делать? Чисто технологически - работать с психологами (ибо психология имеет решающее значение на огневом рубеже) и улучшать гоночную подготовку. Гоняться с лыжниками, грубо говоря. Но и лыжники наши – те еще «гонщики». 

Глава федерации биатлона Валентин Брынзак сказал, что в Ванкувере «…выступили достойно. Ну а медали нет – это конечно беда. Нужно делать выводы логичные, а не на эмоциях. У нас все взоры – на олимпийскую команду, на этих 10 человек, а дальше никто не интересуется, в каком состоянии резерв, на каких базах готовится. Где у нас снеговая, хотя бы одна, пушка и ретраки, которые готовят трассу? Нужно создавать систему для подготовки не только главной команды, а от юношей, детских школ… Кроме того, у нас в команде некоторые спортсмены переросли некоторых тренеров. Взять те же недоработки в стрельбе. У нас не было возможности пригласить серьезных специалистов. Вы видите, по какому пути идет Беларусь. Там пригласили немецкого тренера по стрельбе и австрийского смазчика и это сразу дало результат. При любой погоде лыжи у них бежали прекрасно, и стрельба стабилизировалась. Но такой тренер стоит 5 тысяч евро в месяц… Мне звонили во время женской эстафеты серьезные люди, беспокоились - будет медаль? Я отвечаю, если бы вы звонили 4 года, когда нужно было винтовки купить, из которых мы уже 10 лет стреляем, патроны или смазки современные - тогда делается результат, а не когда идет эстафета. Поэтому, будет ресурс, когда можно будет привлечь и технологии, и хорошие лыжи, и смазки, тогда мы будем обязаны медаль завоевать, а пока что имеем шанс их завоевать… Все время в напряжении, все время бегаешь, ищешь... Нет стабильности, уверенности в завтрашнем дне. А спорт требует постоянного внимания и финансирования. Если готовимся в таких условиях, тогда и на Олимпиаде выступаем без обязательств!», - сказал Брынзак, как отрезал.

Знаете, легче всего «отрезать» биатлон от Украины и сделать вид, что Брынзак и в дальнейшем сам справиться, раз до этого худо-бедно ему это удавалось. Но чем дольше мы себя будем уговаривать по этому поводу, тем меньше у нас шансов остаться в элите мирового биатлона. А я все-таки считаю, что мы все еще в элите. При абсолютно не элитном к нему отношении…

Константин Николаев

 

ТЭГИ: