Опасные спортивные зоны
Или не теннисные проблемы большого тенниса. На этой неделе почти одновременно с балканской проблемой, всплыла и пакистанская
На этой неделе капитан теннисной сборной Сербии Богдан Обрадович (на фото) выступил с просьбой провести четвертьфинальный матч на Кубок Дэвиса между своей командой и хорватской в Загребе, а не втором по величине городе Хорватии - Сплите, как планировалось изначально. Проблема, на взгляд Обрадовича, заключается в том, что в Сплите болельщики - националисты. И хотя лучший сербский теннисист (вторая ракетка мира) Новак Джокович заявил: «что военные годы остались далеко позади, так что не стоит принимать все слишком близко к сердцу», причины для беспокойства на самом деле есть.
Отношения между некогда братскими республиками бывшей Югославии (правда, побратать их железной рукой удалось только маршалу Тито) до сих пор, мягко говоря, сложные. Достаточно сказать, что Хорватия признала независимость Косово, тем самым, отвесив очередную, пусть и виртуальную, оплеуху Сербии.
А были времена, когда пощечины были очень даже настоящими. И не только пощечины. Достаточно вспомнить легендарный «матч ненависти» на загребском стадионе «Максимир» во время игры на Кубок Югославии по футболу между местным «Динамо» и белградской «Црвеной Звездой» 13 мая 1990 года. История это достаточно известная, и даже экранизирована (эпизод об этом событии есть в фильме столь любимого мной Эмира Кустурицы «Жизнь как чудо»). Но в свете последних событий, думаю, не лишним будет ее напомнить.
С началом игры сербы с криками «Загреб — сербский!» и «Мы убьем Туджмана!» (лидер Хорватии того времени, впоследствии президент. Авт.), атаковали хорватов. Те попытались было прорваться на поле, однако полицейские (преимущественно сербы), мало того, что их не пустили, так еще и использовали против них «демократизаторы» и «Черемуху». Хорваты обиделись по-настоящему и, поднатужившись, таки прорвали полицейский заслон и прорвались на поле. Сербские болельщики рванули на встречу, и... В столкновениях серьезно пострадали более 85 человек, среди них были и с огнестрельными ранениями.
Удивительно, но во время этого беспредела на поле осталось несколько игроков «Динамо» во главе со своим капитаном Звонимиром Бобаном (будущей звездой европейского футбола и другом нашего Андрея Шевченко). Бобан и в этом деле показал себя настоящим вожаком, в прыжке ударив ногой полицейского. В итоге Звонимир получил: а) полугодичную дисквалификацию, б) неофициальное звание национального героя (в Хорватии), в) титул отъявленного националиста (в Сербии). Самое интересное, что тот полицейский - бедолага оказался вовсе не сербом, а боснийцем, к тому же смиренным мусульманином (если слово «смиренный» можно отнести к профессии полицейского). Спустя несколько лет он публично простит Бобана.
…Сейчас, конечно, времена иные, многое стерлось из памяти, и футболисты стараются не обсуждать эти темы. Ваш покорный слуга как-то имел неосторожность спросить у игроков донецкого «Шахтера» хорвата Дарио Срны и серба Игоря Дуляя, как они относятся к тем событиям. Оба, не сговариваясь, сказали, что на политические вопросы не отвечают. Но никаких претензий друг к другу не имеют. Сербские и хорватские спортсмены действительно дружат между собой, но отношения между болельщиками по-прежнему оставляют желать лучшего…
Но это еще не окончание теннисной истории, связанной с Кубком Дэвиса. Почти одновременно с балканской проблемой, на этой неделе всплыла и пакистанская. Сборная Новой Зеландии обратилась в ITF (Международная теннисная федерация) с просьбой перенести ее гостевой матч против сборной Пакистана на нейтральную территорию. Островитяне уверены, что местные власти не смогут гарантировать их безопасность.
Агрессивный пакистанский теннисист Мохаммад Юсуф
Представитель новозеландской теннисной федерации Трэйси Холл уже связалась с ITF с просьбой рассмотреть этот вопрос. Аргументация у нее на первый взгляд несколько нелогичная. По ее словам, ITF перенесла в свое время матч Пакистан – Гонконг в Гонконг, «поскольку было очень опасно», но сейчас ситуация иная. «Пакистанцы, – подчеркнула она, - были уверены, что победят сборную Гонконга даже в гостях, но наша команда – совсем другой уровень». Признаюсь, я не знаю, какой уровень теннисистов этих стран, но Пакистан действительно считается «опасной спортивной зоной». В марте прошлого года, если кто не знает ил забыл, - в Лахоре (провинция Пенджаб) подверглась нападению сборная Шри-Ланки по крикету. Тогда 12 боевиков в масках, вооруженных автоматами и гранатометами, обстреляли автобус, в котором ехали ланкийцы. Никто из них особо не пострадал, но в перестрелке погибли шесть полицейских и двое местных жителей. Команду Шри-Ланки тогда немедленно эвакуировали на родину.
И, знаете, когда Трэйси Холл говорит о неспособности пакистанцев обеспечить, а не просто предоставить гарантии безопасности, она не лукавит. Дело в том, что на том самом крикетном турнире по той же причине тогда отказались играть австралийцы, южноафриканцы и индийцы. Тем, кто все же согласился приехать, пакистанские секьюрити обеспечили охрану на уровне президентской. Но что это за уровень, можно судить по тому, что произошло с ланкийцам. В той, 25-минутной «мясорубке» (а именно столько продолжалась перестрелка) уцелеть им тогда удалось чудом. Так что новозеландцев понять можно. Оно им надо - жизнь - как чудо?..
Константин Николаев
Фото The Telegraph