Про бабло и хамло
Что бы произошло, если бы Андрей Павелко с Вадимом Костюченко вдруг вырвались на передовые роли в европейском футболе...
На днях УЕФА обнародовал свои планы по распределению прибылей, получение которых ожидается в новом футбольном сезоне. Структуру дележа, как и положено, предваряют заработки, а валовый доход УЕФА от Лиги чемпионов, Лиги Европы и матча за Суперкубок по итогам кампании 2018/19 оценивается примерно в 3,25 млрд евро.
Для покрытия организационных расходов, связанных с проведением соревнований, в том числе и арбитражем, из этой суммы будут вычтены 295 млн. (это около 9%), и 227,5 млн. (7%) – они пойдут в национальные ассоциации на так называемые выплаты солидарности.
Из оставшихся 2,73 млрд. евро еще 180 млн. (или 5,5% от общих доходов) останется в распоряжении УЕФА в качестве резервов, а остальные средства будут распределены среди клубов, участвующих в турнирах под эгидой Европейского футбольного союза.
Основываясь на этом прогноз-доходе и схеме распределения выплат, общий размер призовых участников еврокубков в сезоне 2018/19 составит 2,55 млрд. евро! Иными словами, УЕФА отдаст клубам около 78,5% заработанных средств, то есть – свыше трех четвертей!
Подобная пропорция наблюдалась и в сезоне 2017/18 и в предыдущих европейских кампаниях. Менялись лишь конкретные суммы, что напрямую зависело от успешной реализации коммерческих планов УЕФА и общей экономической ситуации не только на европейском континенте.
Запомним главное – в лице УЕФА организационная прослойка оттягивает на себя не более 25% заработанного!
Теперь посмотрим, какую организационную маржу закладывает в свои затратные сметы Федерация футбола Украины, благо ее финансовый отчет за 2017 год был представлен на последнем Конгрессе ФФУ. Вот основные его параметры:
Что мы видим? При совокупном годовом бюджете ФФУ в 602 млн. 874 тыс. гривен – или примерно 20 млн. евро – учебно-тренировочные, соревновательные и, очевидно, премиальные расходы федерации на сборные команды Украины всех возрастов (обведены на фото красным) не превышают 21,6%. Это чуть больше одной пятой. В деньгах это – 130 млн. 162 тыс. грн. или 4,2 млн. евро.
Все остальное, а именно – 78,4% бюджета ФФУ (чуть меньше 16 млн. евро в год) поедает организационная надстройка! Под каким бы инвестиционно-социальным соусом она ни маскировалась.
Добавить к изложенному выше можно только одно. Да, профессиональные соревнования в Украине проводятся под эгидой ФФУ, но де-юре они выведены у нас в автономные структуры – Премьер-лигу и Профессиональную футбольную лигу. Тем не менее, как следует из финансового отчета ФФУ, расходы на обслуживание матчей УПЛ и ПФЛ федерацией учтены.
А что же доходы от деятельности УПЛ и ПФЛ? За них ФФУ де-юре не отвечает – клубы как бы зарабатывают сами. Федерация умывает руки. Что клубы сами зарабатывают – то и делят…
Проблема только в одном. Чтобы 78-процентная организационная маржа ФФУ хотя бы сколько-нибудь приблизилась к 21-процентной марже УЕФА, необходимо что-то делать – либо сокращать аппетиты аппарата ФФУ в 16 миллионов евро, либо что-то делать с… экономикой Украины.
Потому как для того, чтобы выйти на соотношение дохода и распределения прибыли по модели УЕФА: 78,5% от заработанного – участникам соревнований, нашим клубам в год необходимо получать в национальных турнирах свыше 70 млн. евро совокупных доходов!
Напомню, пока они не поднимают и одной десятой доли этой суммы…
Вывод очевиден. Если УЕФА – это по сути открытое акционерное общество, мощная и прибыльная финансовая корпорация, то в лице нынешней ФФУ мы де-факто взрастили социального паразита – министерство футбола, перед которым тренеры и игроки сборных постоянно хлопочут о субсидиях. Отдельную лямку тянут на себе клубы-волонтеры, как бы кто ни относился к их владельцам.
Векторы развития УЕФА и ФФУ не просто несовместимы. Они противоположны!
Игорь ЛИННИК, «Футбольный клуб»