00:30 / 29.09.2009 Спорт

Нестерчук: «Рискуешь – выигрываешь, не рискуешь – просто доезжаешь»

Пилот, представлявший Украину на гонке «Дакар-серии» ралли «Шелковый путь» Вадим Нестерчук, дал эксклюзивное интервью корреспонденту «Багнета»

«Багнет» сообщал, что на днях пилот, представлявший Украину на гонке «Дакар-серии» ралли «Шелковый путь» Вадим Нестерчук встретился с журналистами и рассказал о своем захватывающем путешествии. Напомним, экипаж украинской команды «Оптима Лизинг» занял в этом ралли-рейде 16 место.

После общения с представителями масс-медиа Вадим Нестерчук в эксклюзивном интервью нашему корреспонденту более детально рассказал обо всех перипетиях ралл-рейда и планах на будущее украинской команды.

«Рискуешь – выигрываешь, не рискуешь – просто доезжаешь»

- В чем главные отличия ралли-рейда «Шелковый путь» от «Дакара» классического и южноамериканского?

- Для меня на «Шелковом пути» было два дня приближенных к «Дакару». Это спецучасток 580 км от Урала, и – 427 км по солончакам и степи. Гонка была не очень тяжелая. Благодаря профессионализму A.S.O. и туркменским деньгам соревнование организовано на высоком уровне. Все было очень красиво: на каждом бивуаке – юрты, национальные одежды, местная кухня. Но по сложности «Шелковый путь» далек от «Дакара».

- Гонка не сложная, но 16 автомобилей сошли с дистанции…

- Некоторые начали сходить еще в России (улыбается). Туркмены выставили четыре своих внедорожника, экипажи которых тренировались в Каракумах. До финиша доехал один из четырех. Получил специальный приз.

Например, сильный гонщик Мирослав Заплетал из Чехии сошел из-за технической поломки автомобиля, он ехал быстро, на результат, у него была высокая задача – обогнать Volkswagen. Поэтому, сходили по-разному… Кто-то, как туркмены, потому что ехать не умеют, а кто-то, потому что цель очень высокая. Мы ехали аккуратно, поскольку обе запаски использовали за 200 км до финиша. Представляете, как обидно, когда машина ломается за 7 км до конца последнего спецучастка. Рискуешь – выигрываешь, не рискуешь – просто доезжаешь. Лидеры все время рискуют, вспомните хотя бы комментарий Якубова по поводу схода Чагина: «Раньше нам везло, теперь не повезло».

Украинская команда «Оптима Лизинг» на подиуме ралли-рейда «Шелковый путь»

Украинская команда «Оптима Лизинг» на подиуме ралли-рейда «Шелковый путь»

«На границе на гонщика смотрят, как на потенциальный источник дохода конкретного таможенника»

- Как Вы планируете готовиться к «Дакару-2010»?

- Мы будем тренироваться в песках Херсонщины, поедем на Арабатскую стрелку. Наши пески немного напоминают аргентинские, можно ехать 120 – 140 км/ч.

Возможно, в ноябре-декабре поедем в Египет, но на бытовой машине, поскольку боевую в ноябре отправим в Южную Америку.

- Чем «Дакар-2010» будет отличаться от «Дакара-2009»?

- Тем, что мы идем не на Юг, а на Север. Это полупустыня, песок, довольно быстрые трассы, очень красивые кактусы, высотой в трехэтажный дом, перевал через Анды на высоте 5 тысяч метров. Довольно высоко – машины практически не едут, поскольку не хватает атмосферного давления. Потом будет пять дней интересного песка в Атакаме – самой сухой пустыне на Земле, от Сахары отличается тем, что там песок вперемешку с камнем. Будет также спецучасток по берегу океана – полоса прибоя Тихого океана около 500 метров. Фишка этого допа в том, что очень близко к воде можно ехать быстро (160-170 км/ч), потому что песок твердый. Но опасность в том, что если пропустишь волну, тебя снесет в океан и гонка для тебя закончится. Если же осторожничаешь, съезжая дальше от волны, вязнешь в песке, и скорость соответственно падает. Дальше – Сантьяго, переход через Анды на высоте 7 тысяч метров (там очень красиво – все в снегу), дальше спускаемся на юг.

- Как Вы думаете, есть ли вероятность того, что «Дакар» вернется в Африку?

- В Африку «Дакар» обещает вернуться в 2012 году. A.S.O. заинтересованы вернуться в Африку, и, я думаю, не упустят этот шанс, если почувствуют, что там безопасно. Когда гонка выигрывает в безопасности (закрытые бивуаки на аэродромах, вокзалах), она проигрывает в зрелищности (когда бивуаки расположены в степи, на берегу озера и т.п.). «Дакар-2008» был отменен не зря. Бомба, которая была приготовлена, все-таки взорвалась. Я имею в виду взорванное Посольство Израиля в столице Мавритании в январе 2008 года. Французы были правы, когда отказались проводить ту гонку.

- А лично для Вас, что интереснее Аргентина – Чили или Африка?

- Мне интересно все-таки финишировать в этой гонке. Но классический «Дакар», конечно же, интереснее. Гонщики, ехавшие и в Африке, и в Южной Америке, говорят, что классический «Дакар» сложнее.

Экипаж «Оптимы Лизинг» в ралли-рейде «Шелковый путь» финишировал на 16 месте

Экипаж «Оптимы Лизинг» в ралли-рейде «Шелковый путь» финишировал на 16 месте

- Каковы Ваши впечатления о Туркменистане? Ведь эта страна достаточно закрытая.

- У меня очень яркие впечатления остались после Китая (гонка Санкт-Петербург – Пекин «Трансориенталь-2008» - Авт.) на контрасте с Россией и Казахстаном. Идет гонка, все согласовано на уровне президентов стран. На границе между Казахстаном и Китаем нас держат три часа, сидит пограничник, раскинувшись в кресле, в расстегнутой рубашке, ну просто царь, хозяин жизни, мол, чего вы сюда приехали, работы мне добавили. Въезжаешь в Китай – шесть полос автобана, стоят пограничники на вытяжку, в белых перчатках при жаре 40 градусов. Нам сразу выдали материалы о Китае, организовали обмен со всех возможных валют, даже с гривны. Чувствуешь себя там как на севере Германии или в Голландии, видишь, что государство занимается своим делом, оно вкладывает деньги в инфраструктуру. Понимаешь, о чем говорил Ден Сяо Пин – «Не важно, какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила мышей». Они не популистскими методами раздают хлеб или рис, они дают удочку. И ты понимаешь, что у этой страны есть будущее. Когда приезжаешь в Туркменбаши или в Ашхабад и видишь эти колоссальные мраморные здания, в которых жить нельзя, потому что холодно зимой. Видишь цветущие в пустыне сады, и понимаешь, что эти туи стоят безумных денег. Торговый центр светится разными огнями, потоками стекают фонтаны, заходишь в середину, там ни одной живой души в семь вечера и три человека обслуживающего персонала кидаются вызывать лифт. Пятизвездочная гостиница – дворец – подсветка, золото, фонтаны. Заходишь вовнутрь – линолеум под плитку, пластиковая ванна… Кому нужна эта показуха? Кому нужны инвестиции в портреты во весь рост и в золотые статуи? И сравнивая Туркменистан с Китаем, понимаешь, что эту страну просто жалко. В Туркменистане нас вдоль дороги встречали пионеры в белых рубашках, девушки в национальных костюмах, как в советском союзе – всех выгнали на дорогу, чтобы стояли и махали флагами. Совершенно иные люди в Аргентине и Чили – они приходили на трассу ралли по своей инициативе, им интересны экипажи, приехавшие в их страну, им интересно жить.

«Ты равный для топ-пилотов, если ты едешь, а не испугался и сбежал домой. Человека проехавшего «Дакар» уважают»

- Вы рассказали о том, какой интерес вызывают ралли-рейды у жителей разных стран. Как Вы считаете, насколько популярной была бы гонка такого уровня в Украине? И что можете сказать о прошедшем недавно Yalta Rally?

- Я считаю, популярность гонки в Украине зависит от вас – журналистов. Как вы осветите это событие в СМИ, таким популярным оно и будет. Мне нравятся крымские дороги, красивые, сложные, опасные, часто езжу по ним на обычном автомобиле. Что могу сказать по поводу организации «Ялты-ралли», когда VIPы на первом месте, журналисты побоку, а о зрителях вообще забыли? Для кого эта гонка организовывается? В Украине много интересных мест для ралли-рейдов. В рамках того же Центрально-Европейского ралли по Венгрии и Румынии, не так тяжело заехать на пару спецучастков в Карпаты. Не нужна материальная поддержка, государство не должно вкладывать деньги в такие проекты, но оно должно помочь в их привлечении в страну, в организации безопасности, упростить пересечение границ. Пока за спортивный автомобиль будут спрашивать растаможку, как за бытовой, и насчитывать баснословные суммы, до тех пор эти автомобили будут зарегистрированы в Латвии и во Франции… Не говоря уже о том, что на границе, как правило, на гонщика смотрят, как на потенциальный источник дохода конкретного таможенника. Разве ему не видно, что запчасти на спортивный автомобиль? Никого не интересует, что ты едешь представлять Украину. Ты еще до гонки не доехал, уже на нервах, уже не выспавшиеся механики и кучу денег раздал на таможне.

- Насколько выгодно странам принимать у себя гонки «Дакар-серии»?

- Треть бюджета Мавритании – это «Дакар», не говоря уже о бедных семьях, которые выбрасывают одного их десяти своих детей под колеса гоночного автомобиля, чтобы получить компенсацию и потом жить на эти деньги. Для Аргентины и Чили – это, в первую очередь, праздник. Для Туркменистана гонка необходима, ведь нужно как-то открываться перед миром. Кроме того, мы оставили в Туркменистане деньги – останавливались в гостинице, купили ковер, заправлялись бензином. Кстати, бензин у них до нового года стоил 103 американских цента, сейчас – 22 цента. Кроме этого, каждому зарегистрированному автомобилю на месяц выдается 120 литров бесплатного бензина. Газ, электричество бесплатно, квартплата отсутствует, но зарплаты у них $200.

Вадим Нестерчук с Нассером Аль Аттияхом

Вадим Нестерчук с Нассером Аль Аттияхом

- Как Вы находите правильный путь в огромной пустыне?

- Могу рассказать анекдот из жизни, раскрывающий секреты. Мы не едем первыми, едем за командой Volkswagen, видим их следы. Тогда вопрос Петранселю: «Как вы едете?». Петрансель говорит: «Мы едем по следам мотоциклов». Хорошо, а как же тогда едут мотоциклисты? Спрашиваем Депре. Он отвечает: «Понимаете, это мастерство, чувство, профессионализм, долгие годы тренировок». «Ну, я понимаю, что ты классный гонщик, но ответь честно», - настаиваем. «Организаторы ведь за день до этого проехали по трассе, следы остались», - отвечает Депре.

Могу рассказать еще одну хохму, услышанную от Мещерякова - штурмана, с которым я должен был ехать «Дакар-2008». В пустыне – восемь следов идут направо, одни следы идут налево – это поехал Петрансель. Он бывший мотоциклист, у него своя логика и свое мышление… Все знают - за Петранселем ехать нельзя.

Все топ-пилоты – очень интересные и приятные в общении люди. Они понимают, что они профессионалы, что едут на космических аппаратах. Сайнс проехал спецучасток за три часа – массаж, ужин, сон. Он профессионал, он едет на результат. А человек, который едет то же расстояние 14 часов - борется с собой. Но топ-пилоты относятся к любителям, как к равным - человека проехавшего «Дакар» уважают. То есть ты равный для них, если ты едешь, а не испугался и сбежал домой.

Беседовала Анна Полегенько

 

ТЭГИ: