«В Украине тоже можно проводить гонки «Дакар-серии»
Эксклюзивное интервью «Багнету» дал пилот первого украинского автомобиля, отправившегося покорять «Дакар», президент Киевского городского автомотоклуба Сергей Малик
«Багнет» сообщал о том, что с 5 по 13 сентября состоится очередной этап «Дакар-серии» ралли-рейд «Шелковый путь». Пока наши восточные соседи готовятся к такой серьезной гонке, корреспондент «Багнета» решила пообщаться с главным возмутителем спокойствия в украинском автоспорте – президентом Киевского городского автомотоклуба (КМАМК) Сергеем Маликом. Львиная доля гонок, проведенных в Украине, организована именно его руками. Кроме того, Сергей – чемпион Украины по кольцевым гонкам и многократный рекордсмен «Книги рекордов Украины». Он первый и единственный в мире заехал на гоночном болиде на высоту 1221 метр над уровнем моря, покорив крымскую гору Ай-Петри. Выше «формула» своим ходом никогда не поднималась. Второй раз Малик вписал свое имя в «Книгу рекордов Украины», когда на этапе чемпионата страны по кольцевым гонкам 2005 года стартовал и финишировал (на призовых местах!) во всех трех классах автомобилей, преодолев 134 круга (201 км) на трассе в Ровно. Кроме того, Сергей Малик первый и единственный в Украине соревновался за рулем гоночного болида с самолетом.
«Хотел, чтобы в «Дакаре» участвовала украинская команда, которая выводит бренд отечественного производителя»
- Расскажите, пожалуйста, о мероприятиях, проводимых Киевским городским автомотоклубом в 2009 году.
- В этом году в наши планы внес коррективы кризис. Спонсорам сейчас, мягко говоря, не до автоспорта. Тем не менее, традиционные гонки КМАМК провел. 8 марта прошло одиннадцатое «Большое женское ралли». Спортивный сезон начался с этапа «Кубка столицы». Ранее проводили одну гонку, потом было две, три в сезоне. В этом году планируем провести пять этапов Национальной гоночной серии по ралли-спринту. Расширили географию – гонки проходят не только в Киеве, но и в Каменце-Подольском, Первомайске, там этап состоится 28-29 августа. Ралли-спринт – это тот фундамент, на котором базируется большое ралли. Такие «дыр-дыр гоночки» есть в каждой стране, ведь именно они формируют основную массу пелетона. Почему? Во-первых, дешевле обходятся организаторам, командам, проще с точки зрения обеспечения пелетона. Организовать настоящую большую гонку нелегко, особенно в нынешних экономических и политических условиях.
Хотели в этом году выехать на несколько этапов Кубка мира и на гонку «Дакар-серии». Кстати, что касается участия в ралли-рейде «Шелковый путь» еще питаем некие иллюзии. В 2008 году наш экипаж на украинском автомобиле должен был стартовать в «Дакаре» (гонку отменили из-за террористической угрозы в Мавритании – Авт.). Сейчас, насколько мне известно, предприятие КрАЗ почти стоит. Но несмотря ни на что за последние годы Украина приблизилась к «Дакару». В прошлом году мы поехали на КрАЗе, в этом году в марафоне участвовал экипаж Богдана Новицкого на Mitsubishi, но из-за нелепой поломки не смог доехать до финиша.
Экипаж КрАЗа во главе с Сергеем Маликом на старте «Дакара-2008»
- Вы проехали на КрАЗе 11 тысяч километров в Лиссабон и обратно. Когда и где вам сообщили, что «Дакар-2008» отменен?
- В Лиссабоне. Прямо перед стартом созвали специальный брифинг. Чувствовалось, в воздухе висела большая трагедия. Но нынешний «Дакар» без самого Дакара, без Сенегала, без Мавританских песков – это чистый бизнес, не имеющий к «Дакару» никакого отношения. Кстати, в Украине тоже можно проводить гонки «Дакар-серии», у нас достаточно подходящих мест. Просто здесь это никому не нужно. Ведь такие масштабные проекты в Украину должно привлекать государство, а сейчас все политики заняты спасением своих мягких мест. Я больше десяти лет пытаюсь сформировать мнение, что соревноваться в «Дакаре» - престижно не только для отдельного гонщика, но и для страны. Ведь можно самостоятельно проехать эту гонку, купив спортивный автомобиль. Но хотелось, чтобы в «Дакаре» участвовала украинская команда, которая выводит бренд отечественного производителя. Таким брендом был «КрАЗ». Но, к сожалению, у руководства «КрАЗа» нет правильного подхода к спорту и правильного подхода к делу. Заявив об участии в «Дакаре», который транслируют на 180 стран мира, «КрАЗ» вдруг стал принимать участие в каких-то сомнительного качества мероприятиях.
- Как вы считаете, после не совсем удачной гонки в Аргентине и Чили, когда отменяли этапы, переписывали по ходу маршрут, «Дакар» вернется в Африку?
- Однозначно. Насколько я знаю, контракт на проведение гонок в Аргентине и Чили истекает в 2010 году. Во-первых, европейским командам дешевле ехать в Африку, чем за океан. Во-вторых, ни одна Аргентина не даст такого куража, не повторит дух настоящего «Дакара».
Едущая «формула» Сергея Малика оказалась быстрее летящего реактивного самолета Л-29 «Дельфин». Это достижение внесено в «Книгу рекордов Украины»
«Мало кто знает, что в Россию представители Формулы-1 поехали после того, как дважды побывали у нас»
- Несколько лет назад было много разговор по поводу даже Формулы-1 в Украине…
- И они имели реальную основу. Особенно активно заговорили об этом после визита в Киев команды McLaren в 2001 году. Тогда шла явная экспансия бренда на Восток (еще не проводились Гран-при Бахрейна и Малайзии). Мало кто знает, что в Россию представители Формулы-1 поехали после того, как дважды побывали у нас. Почему Гран-при Украины в Формуле-1 реален? Потому что мы находимся в центре Европы, имеем девять транспортных коридоров. Формула – не только выгодный бизнес, это – внешняя политика государства (например, проведение этапа в Монце обеспечивали 26 тысяч предприятий, представь, сколько это рабочих мест). Везде автоспорт считается престижным и элитарным, такой своеобразный показатель экономического уровня страны.
Болид Малика стартовал с набережной Ялты, а финишировал на вершине Ай-Петри
- Во всем цивилизованном мире автоспорт – второй после футбола по популярности вид спорта, в Украине о нем знает узкий круг людей. Почему?
- Автоспорту в Европе более ста лет. Автоклубам – по 120 лет. Там на нем выросло не одно поколение. Мы живем «год за три, год за пять», формируем среду, сами ее наполняем, сами ищем пути, которыми процесс должен двигаться.
- Я знаю, что вами разработан проект гонки в центре Киева…
- Да. Он разработан еще в 1997 году, до ремонта центральных улиц. После реконструкции проект немного изменен. Маршрут проходит по Бассейной, Большой Васильковской, бульварам Леси Украинки и Тараса Шевченко. Специалисты из FIA, которые приезжали в Киев, сказали, что трасса классная, таких в мире – единицы. Но дело в том, что в реализации этого проекта необходима поддержка городских властей. С другой стороны, проведение такого мероприятия – хороший бонус для Киева, поскольку будет иметь отдачу в виде пиара и рекламы города. Ведь автоспорт – это действительно круто. Ранее КМАМК организовывал кольцевые гонки в Киеве (на Осокорках), Ивано-Франковске, Ровно, Львове, Ялте, Днепропетровске… Все на городских трассах, поскольку в Украине нет ни одного стационарного мульдисциплинарного автомотоспортивного объекта. Гонки можно проводить везде. Во всем мире они проходят не только на стационарных треках. Яркий пример – знаменитый этап Формулы-1 в Монте-Карло.
«Формула» впервые в мире заехала на высоту 1221 метр над уровнем моря
- В Украине не строятся не только гоночные трассы, но и другие спортивные объекты…
- Потому что кроме нас, сумасшедших энтузиастов, это ни кому не надо. «Сильные мира сего» у нас привыкли прийти, перерезать ленточку и получить халявый пиар. Имеем то, что имеем. Гоночная трасса Украине давно необходима. Ведь на «Чайке» в неплохом состоянии лишь картинговое полотно, остальное – в ужасном состоянии. В Украине нет ни одного трека, где можно было бы и соревноваться, и тренироваться, и который банально отвечал бы нормам безопасности, не говоря уже про международный уровень. Например, в Италии 102 картинговые трассы. У нас же серьезно заниматься автоспортом негде. Желающих много, а пойти некуда. Максимум – прокатный картинг, но это все равно, что нюхать цветы в противогазе. Да, пусть не все дети из секции картинга станут великими гонщиками, но занятие серьезным делом дисциплинирует и нацеливает в жизни. 18-летним пацанам в картинге уже не интересно, пойти дальше нет возможности, а попав в хорошую команду, они стали бы сильными спортсменами, как братья Кличко, раскрывшие свой талант в пристойном клубе. Автомобильный спорт ужасно дорогой. Если для занятий футболом достаточно купить мяч, майку, трусы и бутсы, то наш «дыр-дыр» обходится в кучу денег: специальная техника, место, где гоняться…
Рекордный финиш на Ай-Петри
- Так, где все-таки развиваться молодым талантам, которые переросли картинг?
- Для этого в мировой практике существует монокубок.
- В чем его особенности?
- Машины дешевле. Учитывая наш немногочисленный пелетон в «кольце», монокласс мог бы стать тем гвоздем, на который нанизывалось бы все остальное. Соревнуются автомобили одной марки – все идентичны, моторы под пломбу. Тогда в полной мере раскрывается мастерство пилота. Это высший пилотаж автомобильного спорта. То есть сначала нужна трасса, стабильный чемпионат, монокубковая серия, и тогда будут появляться команды, спонсоры. Те же Сергей Чуканов или Олег Скуз – уникумы в системе украинского автоспорта, но достигли успеха, безусловно, только благодаря своему рвению, упорству, энтузиазму.
- То есть все зависит от наличия места для гонок. Будет трасса, будет стабильность и развитие?
- Конечно. Нужно место, где все будет «вариться». Без среды не будет развития. Выбрось рыбу из дизайн аквариума, она некоторое время потрепыхается. Вот и мы некоторое время «трепыхаемся». Одно дело говорить, другое – делать. В нашей стране нет продукта под названием «украинский автоспорт». Это такой аморфно-вяло-текущий эмбрион, развивающийся непонятно в какую сторону. Может быть либо выкидыш, либо ребенок родится. Сейчас его стали бить по пузу, давай, вылезай быстрее. Непрофессионально и некорректно. Автомобильный спорт – самый дорогой вид спорта, и относиться к нему нужно очень серьезно, поскольку он также и один из самых опасных. Ведь, ты знаешь, и аварии были и машины горели. Чтобы подобные ситуации сводить к минимуму, нужны деньги, специалисты, большой ресурс материально-технического обеспечения.
2 ноября 2003 года. НСК «Олимпийский»
«Температура в салоне моей Хонды на одном из летних этапов была 72 градуса»
- Гонки – спорт для настоящих мужчин. Знаю, что в такую жару, как сейчас, в салоне спортивных машин температура доходит до +70 градусов…
- Температура в моей Хонде на одном из летних этапов была 72 градуса плюс несгораемый комбинезон. Все шло на грани гипоксии.
- А как вы себя чувствовали после 134 кругов на ровенском аэродроме, когда установили рекорд?
- Чудесно. Когда утром проснулся, было такое ощущение, будто долго били или танком по спине проехались.
- Вы тогда были и пилотом и организатором соревнований одновременно…
- Да.
- Месяц назад Киевскому городскому автомотоклубу исполнилось 13 лет. Что сделано за это время?
- На базе КМАМКа сформирована организационно-техническая единица для реализации проекта в сфере автомотоспорта. При отсутствии в Украине автоспортивного менеджмента мы путем проб и ошибок выработали методологию работы, появились, наконец-то, некая идеология, правильный подход к делу. То есть началась не спонтанная, а плановая работа. Мы организовывали не разовые мероприятия, а регулярные серии разных циклов гонок, причем во многих регионах Украины. Провели около трехсот гонок: кольцевые, раллийные, горные, картинговые, офф-роуд, кросс, ралли-спринт… Это дает нам право говорить, что КМАМК мультидисциплинарен. То есть на базе Клуба можно организовывать соревнования по шести развитых в Украине дисциплинах автоспорта.
Организовывали либо помогали организовывать мероприятия, связанные с другими экстремальными видами спорта: международный турнир по сноубордингу Nescafe Winter X 2003, международный контест по экстремальным видам спорта Big Air – Nokia Totally Board и другие. Мы отвечали за безопасность проезда болидов Формулы-1 во время приезда в Киев представителей команды McLaren в 2001 году. Все шло в тандеме, то есть мы организовывали гонки, в то же время учились сами, учили других. В Украине реально научиться нашему делу негде, ведь нам остались лишь обломки советского большого спорта. Мы шли, опережая время на много лет, прокладывали ту колею, на которой потом укладывали шпалы. Так вот, мы – те рельсы, по которым, возможно, когда-то поедет поезд.
Анна Полегенько