Еврейский футбол от Вильно до Черновцов, или неизвестная жертва пакта Молотова — Риббентропа
Команда «Хасмонеа» (Львов), 1935
Когда в 1939-м нацистская Германия вторглась в Польшу, в Европе еще не знали, что эта война станет мировой. Но одновременно начался процесс раздела Восточной Европы между Гитлером и «первым в мире государством рабочих и крестьян». В течение года в состав Советского Союза вошли Литва, Латвия и Эстония, превратившиеся из независимых стран в «братские республики», восточная Польша (Западная Украина и Западная Белоруссия), а также Бессарабия и север Буковины, отторгнутые у Румынии.
Все эти регионы (за исключением Эстонии) отличались значительным еврейским населением. Рига, Каунас, Вильно, Львов, Кишинев, Черновцы были крупными еврейскими центрами, где процветали сотни всевозможных организаций, в том числе и национальные спортивные клубы и общества.
Советская власть быстро «навела порядок», закрыв все очаги еврейской культуры, образования и спорта. Известные в свое время еврейские футбольные команды канули в лету, поэтому заслуживают, чтобы о них вспомнили хотя бы 80 лет спустя.
Эстония. Еврейское население этой страны не превышало 4,5 тысяч человек, из которых более половины жили в Таллине и ещё около тысячи во втором по значению городе страны — Тарту. В обоих городах были еврейские футбольные команды под эгидой «Маккаби», не выходившие из низшей лиги. Иногда они усиливались еврейскими футболистами из других стран. Так за таллиннскую команду летом 1924 года играл правый защитник Максимилиан (Макс) Голд, выступавший тогда за знаменитый еврейский клуб «Хакоах» из Вены и сборную Австрии.
Латвия. В столице страны — Риге — в 1935 году жили 44 000 евреев. Здесь были еврейские футбольные команды «Маккаби» и «Хакоах» — последняя в 1933-м участвовала в чемпионате страны и оставалась в первой лиге вплоть до аннексии Латвии Советским Союзом. Не так плохо, учитывая, что в этой лиге играли всего восемь команд. Наиболее успешным был последний довоенный сезон (1939/40 годов), когда «Хакоах» стал четвертым в чемпионате Латвии, а нападающий Самюэль Гарбер был признан одним из лучших бомбардиров чемпионата. В 1935 году команда стала финалистом Кубка Латвии, уступив в финале 0:1 чемпионам страны — Рижскому футбольному клубу.
Илья Вестерман | Афиша матча с участием команды «Хакоах» (Рига) |
Целый ряд игроков клуба выступали за сборную страны. Пять раз защищал цвета команды Латвии защитник Николай Левитанус, а Илья Вестерман провёл за сборную Латвии 23 матча. На счету этого результативного игрока 13 мячей, забитых в составе сборной, трижды он забивал по два года за игру. Вестерман участвовал в трёх отборочных матчах к чемпионату мира по футболу 1938 года и был участником товарищеской встречи против нацистской Германии в 1937 году в Риге.
Макс Левитанус (брат Николая) играл в футбол и после войны, сначала в литовском Каунасе, а в 1949-м вернулся в Ригу и три сезона выступал за «Даугаву». В 1960 году он стал тренером команды и проработал с ней три года.
Литва. В этой республике насчитывалось несколько крепких еврейских футбольных команд общества «Маккаби». В Каунасе евреи составляли почти четверть населения города, а местный еврейский футбольный клуб еще в 1922 году участвовал в борьбе за звание чемпиона страны. До потери Литвой независимости в 1940 году команда играла в высшей лиге, пару раз опускаясь ненадолго во вторую.
Несколько слабее была команда «Маккаби» из Шауляя, но и она семь раз участвовала в чемпионате Литвы. В 1934 году играла в высшей лиге еврейская команда из Паневежиса.
Многие еврейские футболисты выступали в разные годы за сборную Литвы: защитники Абрам Мишельский и Леон Гелерман, полузащитники Самюэль Бурштейн, Хаим Абрамович и Исаак Лившиц, нападающие Давид Шварц, Абрам Слиозберг и Нахман Блат.
После развала Советского Союза и обретения Литвой независимости общество «Маккаби» возродилось в Вильнюсе. В 1992 году команда «Литовас Маккаби» выступала в чемпионате республики и даже выиграла Кубок страны. Но речь шла о других временах, и еврейскими в команде были лишь её название, тренер, да несколько игроков.
Кишинев. До 1940 года этот город, где жили до 70 000 евреев, находился в составе Румынии. И здесь были футбольные команды, относившиеся к спортивным обществам «Маккаби» и «Хакоах».
Черновцы. По переписи 1930 года 26,8% населения города составляли евреи. В 1910 году, еще при Австро-Венгерской империи, возникла первая еврейская футбольная команда «Хакоах». Когда город перешел под управление Румынии, черновицкие еврейские клубы выступали в Буковинской лиге, а в 1925-м «Хакоах» занял первое место в лиге и боролся за звание чемпиона Румынии.
Команда «Маккаби» несколько раз становилась чемпионом Буковины, принимая участие в заключительной стадии розыгрыша звания чемпионов Румынии по футболу. В 1932 году она дошла до полуфинала, но проиграла. Наиболее известным игроком был Исидор Гансл, игравший в 1923 году в составе национальной сборной Румынии.
Львов. Один из наиболее крупных еврейских центров довоенной Польши. Около трети населения города — порядка 100 000 человек — были евреями. Самым известным футбольным клубом считался основанный в 1908 году «Хасмонеа», пользовавшийся исключительно популярностью у польских евреев. В 1927-м клуб вошел в высшую польскую лигу и продержался там два сезона. Несколько игроков «Хасмонеа» удостоились приглашения в национальную сборную Польши: Людвиг Шнайдер, Изидор Редлер и Зигмунт Штойерман, забивший четыре мяча в составе сборной.
Кроме футболистов клуб был знаменит своей секцией настольного тенниса. Мастера пинг-понга Алоиз Эрлих и Леопольд Вайс входили в сборную Польши, а Эрлих в предвоенные годы считался одним из лучших в Европе в своем виде спорта.
Еврейские футбольные команды были и в других городах Западной Украины, например, в Ровно и Самборе.
Вильно. В межвоенный период Вильно был польским городом, а Вильнюсом он стал лишь в 1939 году. К началу 1940-го более трети населения города (около 70 000 жителей) были евреями. В городе действовало несколько еврейских спортивных клубов, имевших свои футбольные команды: «Хакоах», «Хасмонеа», «Маккаби» и Еврейский любительский спортивный клуб.
Всему этому пришел конец с «присоединением» новых территорий к СССР и тотальной ликвидацией не только религиозных, но и культурных, просветительских и всех других еврейских институтов. А спустя полтора года другой диктатор физически уничтожил, как часть футболистов-евреев, так и большинство болельщиков некогда популярных клубов.
Вениамин Чернухин, специально для «Хадашот»