Хуго Майсль: "Лучшая защита — это нападение"
Мир запомнил этого великого футбольного тренера благодаря крылатой фразе: «Лучшая защита — это нападение». Но не только этим известен Хуго Майсль — генеральный секретарь Федерации футбола Австрии, наставник знаменитой Wunderteam (чудо-команды), организатор первого клубного турнира, ставшего предтечей Кубка европейских чемпионов.
Будущий тренер появился на свет в богатой еврейской семье из крохотного богемского городка Малешов. В 1893-м семья переезжает в столицу Австро-Венгрии Вену, где мальчик знакомится с футболом — новой игрой, завезенной на континент британцами. На пороге XX века молодой Хуго вступает в Венский Клуб крикета и футбола, за команду которого он будет играть с 1900 по 1905 годы.
Оставив карьеру банковского служащего, Майсль становится функционером Австрийской федерации футбола и в этом качестве организует первый международный матч на континенте: в 1902 году сборная Австрии играет против команды Венгрии. В 1912-м на Олимпийских играх в Стокгольме он судит встречи футбольных команд.
В годы Первой мировой
На тренерской работе. Фото: geschichtewiki.wien.gv.at
Заняв место тренера национальной сборной Австрии, Майсль добивается последовательного повышения класса ее игры — в конце 1920-х годов команда считается одной из лучших в Европе. С 12 апреля 1931-го по 7 декабря 1932 года Wunderteam (то есть, «чудо-команда» — так прозвали ее фанаты) провела 14 встреч со сборными европейских стран и ни в одной из них не уступила. Своеобразный рекорд! Параллельно Хуго назначается генеральным секретарём Федерации футбола Австрии и входит в число наиболее видных администраторов европейского футбола.
Майсль всячески способствовал переходу футбола на профессиональные рельсы. До этого даже лучшие игроки ведущих клубов Европы были вынуждены работать, чтобы содержать свои семьи. Именно Хуго начал убеждать состоятельных людей вкладывать деньги в профессиональный футбол, что кардинальным образом повлияло на этот вид спорта. Кроме этого, в 1927 году он организует первый клубный турнир на континенте — Кубок Митропы (то есть, Центральной Европы) — предшественник Кубка европейских чемпионов. Хуго во многом способствовал и организации чемпионатов мира по футболу, первый из которых прошёл в 1930 году в Монтевидео.
Еврей во главе футбольной федерации немецкоязычной страны вызывал у нацистов явное раздражение. «В президиуме сидит Хуго Майсль, еврей из Вены, который с натуральной изворотливостью его расы и с извращенной моралью евреев постоянно мешает все карты», — так описывал известный немецкий спортивный журналист Эрнст Вернер конгресс Всемирной Федерации футбола в 1928 году, где было принято решение о проведении чемпионатов мира. И продолжал с тем же апломбом: «Майсль и лидер Немецкого футбольного союза Линнеманн, известный криминалист, представляют собой разительный контраст. Один представляет в футболе торгашеские методы, другой — апостол чистого любительства. И такие вот (как Майсль) дельцы от футбола наносят смертельные удары самому футболу и никого это не заботит!».
Это было сказано в 1928-м, задолго до прихода нацистов к власти в Германии. Точку в этом споре поставила Олимпиада-1936 в Берлине, когда сборная Германии по футболу отсеялась ещё на предварительном этапе, а команда Австрии вышла в финал.
Для нацистских спортивных идеологов Майсль был словно кость в горле. Два ведущих журналиста немецкого футбольного журнала Kicker издали брошюру под названием «Das Wunderteam» об истории австрийского футбола, ни разу не упомянув имя человека, тренировавшего эту чудо-команду много лет.
Игра сборной Австрии выглядела очень зрелищно, некоторые называли этот стиль «венскими кружевами» из-за множества коротких аккуратных пасов. Она также вошла в историю как Дунайская школа футбола.
Блистательная карьера Хуго неожиданно завершилась в 1937 году, когда 17 февраля он скоропостижно скончался от сердечного приступа прямо в своем рабочем кабинете в Вене. Заслуженному тренеру, судье и футбольному менеджеру устроили пышные похороны. Спустя год, после аншлюса Австрии нацистами, это было бы невозможно.
Судьба распорядилась так, что Хуго не увидел закат своей команды. 12 марта 1938 года в Берлине решили, что на чемпионате мира 1938 года Третий рейх будет представлять единая австро-германская сборная. Однако черту под историей национальной сборной Австрии подвел так называемый «примирительный матч» с командой Германии. Игру почтили своим присутствием многие нацистские бонзы, расположившиеся в центральной ложе. Организаторы рассчитывали завершить матч ничьей, что продемонстрировало бы равенство сил перед слиянием команд. Но благодаря центральному нападающему австрийцев Маттиасу Синделару и его коллеге по команде Карлу Сесте команда из Вены выигрывает у немцев 2:0.
Любимец венских болельщиков Маттиас Синделар был одним из лучших Wunderteam Хуго Майсля. Чех по национальности он считал себя австрийским патриотом, придерживался социал-демократических убеждений и выступал против аншлюса. Взглядов своих футболист не скрывал, будучи на карандаше у Гестапо.
Могила Хуго Майсля
Маттиас Синделар
За первым скандалом, когда он забил гол в ворота немцев, станцевав от радости прямо перед ложей с нацистскими чиновниками, последовал второй. Маттиас категорически отказался играть за сборную Третьего рейха, ссылаясь на возраст (ему было за 35) и травмы, хотя все понимали, что это протест против аншлюса. В августе 1938-го он купил кафе «Аннагоф» у венского еврея Леопольда Дрилля. Причем, купил по рыночной цене — за 20 000 немецких марок — несмотря на то, что евреям запретили владеть каким-либо недвижимым имуществом, и они были рады избавиться от него за бесценок. В своём кафе спортсмен отказался вешать нацистские плакаты и лозунги, зато оно стало единственным в Вене, куда еще пускали евреев.
23 января 1939 года в квартире Синделара обнаружили труп хозяина и его ещё живую подругу полу-еврейку Камиллу Кастаньоло (она умерла позднее в госпитале). Официальная причина смерти обоих — отравление угарным газом из-за неисправности отопительного прибора. Прокуратура засомневалась в выводах полиции, но спустя полгода закрыла дело по распоряжению нацистских властей. Это мог быть как несчастный случай, так и самоубийство в знак протеста или политическое убийство — точка в этом деле не поставлена до сих пор.
И в заключение два слова о сборной Австрии. После войны она возродилась и даже на время заняла достойное место в европейском футболе. Но взлёт был кратковременным, и вскоре команда перекочевала в середнячки, занимая сегодня 27 место в рейтинге ФИФА. Нового Хуго Майсля в стране не нашлось.
Вениамин Чернухин, специально для «Хадашот»