Украина готовит офицерские батальоны для психических атак?
Уровень подготовки военных специалистов не дотягивает до бывшего советского
Нынешний уровень практической подготовки украинских военных специалистов – выпускников военных вузов - еще в значительной мере уступает бывшему советскому. Об этом в ходе прямой телефонной линии в Киеве сообщил заместитель директора Департамента военного образования и науки Министерства обороны Украины Юрий Черных.
Он уточнил, что всему виной совершенно недостаточное финансирование Минобороны. «И хотя в последнее время военное ведомство прилагает все усилия для улучшения ситуации, привлекая из специального фонда дополнительные средства, практики выпускникам пока не хватает. Преимущественно это касается специалистов, практическое обучение которых предусматривает затрату горюче-смазочных ресурсов», - отметил военный чиновник.
По его словам, Минобороны очень тщательно отбирает кандидатов на поступление в военные вузы, а равно оценивает их знания при получении офицерских погон. «В первую очередь, во время выпускных экзаменов уровень подготовки выпускников оценивает государственная экзаменационная комиссия, в состав которой, вместе с преподавателями, входят представители Министерства обороны, Генерального штаба Вооруженных Сил Украины, видов Вооруженных Сил, командования армейских корпусов и т.д. Согласно Закону Украины «О высшем образовании», оценивание выпускников проходит в ходе сдачи ими экзаменов или аттестационных работ бакалавра, специалиста или магистра, - в зависимости от образовательно-квалификационного уровня подготовки. Как правило, государственные экзаменационные комиссии достаточно придирчиво проверяют знания выпускников», - сказал Юрий Черных. И уточнил, что второй степенью проверки уровня этой подготовки являются отзывы из войск, которые ежегодно поступают в Департамент военного образования и науки МО Украины, и на которые в Минобороны оперативно реагируют.
Правда, как именно реагирует военное ведомство на сигналы о появлении в войсках офицеров-непрофессионалов, чиновник не уточнил. По логике, с помощью негативных отзывов можно вычислить вуз, который дает «брак», и принять соответствующие меры. Но как быть с теми офицерами-неучами, которые уже попали в войска? Понятно, что никто не будет возвращать их на курсантскую скамью и доучивать. А это, понятно, в конечном итоге весьма неприятно сказывается на общем уровне боеготовности подразделений, у которых и так хватает проблем (например, в виде катастрофически устаревающего вооружения).
Но если ситуация с выпускниками военных вузов еще более-менее контролируется военным ведомством, то с уровнем подготовки выпускников кафедр военной подготовки гражданских учебных заведений гораздо хуже. «Ввиду того, что потребности государства в офицерах запаса полностью удовлетворяются, их подготовка уже который год осуществляется без определения госзаказа - полностью за собственные средства студентов. Не смотря на это, студентов, желающих поступить на военные кафедры, хватает, но уровень профессиональной военной подготовки, которую они получают, оставляет желать лучшего», - отметил Юрий Черных.
Если объяснять «на пальцах», то картина следующая. Держава выделяет на подготовку офицеров запаса на военных кафедрах гражданских вузов средства, достаточные для подготовки нужного армии количества специалистов. Но Минобороны не против, чтобы студенты, которые не попали в список нужных армии счастливчиков, получали подготовку офицеров запаса за свои деньги. Студенты, понятно, на это согласны, ведь обучение на военной кафедре позволяет избежать призыва на срочную службу.
Но здесь возникает главный вопрос: а кому нужны табуны офицеров запаса, подготовленные без госзаказа, да к тому же с низким профессиональным уровнем? Ведь именно государственный заказ определяет, сколько в каких родах войск всех видов Вооруженных Сил нужно офицеров, которые в данном случае будут призваны в случае мобилизации (грубо говоря, во время войны). Плодить сегодня бесконтрольно офицеров-запасников означает, что в случае мобилизации неминуемо возникнет проблема, куда их приткнуть. Неужели Минобороны будет формировать офицерские батальоны, как белогвардейцы во время Гражданской войны? Только в данном случае это будут офицеры-непрофессионалы, пригодные разве что для проведения «психических атак». Правда, радует, что этот «офицерский конвейер» работает не за бюджетные средства.
В то же время, касательно военной подготовки студентов, как отметил заместитель директора Департамента военного образования и науки Минобороны, в последнее время ситуация несколько улучшилась. В частности, теперь на протяжении срока обучения студенты уже практически, а не на бумаге, принимают участие в сборах с выездом в учебные центры или воинские части, где с ними проводятся стрельбы, занятия по вождению и прочие практические мероприятия.
Добавим, что на сегодня в сеть военных учебных заведений входят два университета - Национальный университет обороны Украины и Харьковский университет Воздушных Сил имени Ивана Кожедуба, и четыре академии - Академия сухопутных войск имени гетмана Петра Сагайдачного (г. Львов), Академия военно-морских сил имени П.С. Нахимова (г. Севастополь), Украинская военно-медицинская академия и Военно-дипломатическая академия. А также 4 военных института, 3 факультета военной подготовки, 15 кафедр военной подготовки, 3 кафедры медицины катастроф и военной медицины, 6 военных колледжей сержантского (старшинского) состава, Киевский военный лицей имени Ивана Богуна, Севастопольский военно-морской лицей и 17 областных лицеев с усиленной военно-физической подготовкой.
В то же время, в связи с постоянным сокращением Вооруженных Сил падает и госзаказ на подготовку офицеров. В прошлом году, например, набор в Академию ВМС составил всего 66 человек, в Академию сухопутных войск - 347, Харьковский университет Воздушных Сил, который также готовит специалистов по противовоздушной обороне для Сухопутных войск военных метрологов, - 470 человек.
Борис Такаев