Система образования основана на трех видах насилия
Учителя, родители и ученики создают замкнутый круг, где каждый может выступать субъектом либо объектом насилия
Как ранее сообщал «Багнет», по официальным данным МВД Украины, на учете в детской комнате милиции состоят более 20 тыс. украинских детей. Среди малолетних правонарушителей 15 тысяч – школьники. Наше издание уже неоднократно публиковало информацию о вопиющих фактах насилия в украинских школах. Не усугубляет ли положение дел то, что причины и мотивы тех или иных поступков зачастую остаются скрытыми?..
В одной из школ микрорайона Троещина уже много лет работает учитель физкультуры, который прививает детям любовь к спорту с помощью очень нестандартных способов. Тяжелый баскетбольный мяч, пущенный сильной рукой учителя, летит в голову любому недостаточно спортивному ученику, жалуются дети. Драка с отцом одного из пострадавших от «воспитательной работы» детей не привела физрука к мысли изменить свои педагогические приемы. До сих пор учитель продолжает трудиться на ниве физической культуры подрастающих киевлян.
Отдавая свое любимое чадо в престижный лицей, родители могут надеяться, что своевременная оплата автоматически гарантирует успешную учебу сына или дочери. А если баллы по каким-либо предметам у ребенка недостаточно высоки, то дело, естественно, в учителе. Вооружившись главным девизом любого делового человека «плачу деньги – имею право», родители идут войной на педагога, который просто не разглядел в их ребенке гения. Елена Игоревна – преподаватель украинского языка и литературы, просто была вынуждена написать заявление об увольнении, посоветовав исключить одного из своих учеников, который создавал нездоровую обстановку в классе. Мальчика через некоторое время все же перевели в другую школу, а опытный педагог на работу так и не вернулся.
Мама шестиклассника Вадика – ученика престижного киевского лицея, считает, что главным насилием над детьми является непосильная нагрузка и полное несоблюдение санитарно-гигиенических норм. Ведь многие частные школы организованы в помещениях абсолютно для этого не предназначенных, например, в бывших детских садах. Кроме того, у детей не уроки, а настоящие пары как в институте и огромное количество форм контроля. Так, мальчик может в один день два урока писать директорскую контрольную по алгебре, а следующие два урока еще одну контрольную по геометрии. Огромной проблемой является и то, что в школе работают непрофессиональные психологи, считает мама Вадика. Бывшие учителя, которые переквалифицировались в психологов и заваливают детей тестами, не справляются со своими задачами.
Так неужели вся система образования основана на разных видах насилия – психологическом, финансовом и даже физическом? Учителя, родители и ученики создают замкнутый круг, где каждый может выступать субъектом либо объектом насилия. «Багнет» обратился за разъяснениями к экспертам.
Ольга Васильевна Сухомлинская, доктор педагогических наук, академик Национальной Академии педагогических наук Украины
«Насилие очень сложное и иерархическое понятие. Если мы определяем насилие, как принуждение, то вся система образования является насильственной. Детей заставляют вставать рано, идти учиться. У нас распространена авторитарная модель и обучения, и воспитания. В рамках этой парадигмы ведут себя и педагоги и родители. Ведь в школах в основном работают люди в возрасте наших бабушек и авторитарная модель не вызывает отторжения ни у родителей школьников, ни у общества в целом. Но мы не можем говорить про широкую практику насилия в школе. Мне кажется, что не стоит бить в набат и кричать «горит, горит». Конечно, мы видим ролики на Youtube, слушаем радио, смотрим сюжеты по телевиденью, все мы знаем примеры насилия в школе. Но это, прежде всего, огромная социальная проблема, а не педагогичная. В одном из наших институтов изучается тема предупреждения насилия в семье. Я считаю, что это очень правильно обращать внимание именно на проблемы в семье. Превентивная педагогика занимается изучением социально незащищенных и маргинальных подростков, проблемами предупреждения наркомании, алкоголизма и агрессивного поведения.
В советской педагогике было принято считать, что наследственность не играет никакой роли. Главным является «социальное». Но даже в странах с четко выраженной тенденцией законопослушания, проблемы насилия в школе остаются актуальными.
Сами ученики не являются такими уж невинными созданиями, они прекрасно знают, как подойти к учителю, на какие кнопки нажать, чтобы получить желаемое.
Главным, безусловно, является индивидуальный подход к каждому ученику. Если же в школе создана нормальная атмосфера, присутствует взаимное уважения и настоящий дух школы, если нормально работает педагогический коллектив, то проблема насилия уходит. Хотя в целом такая проблема есть».
Сергей Литвинов, биолог
«Девиантное и деликвентное поведение подростков – одна из сложных научно-практических проблем, над решением которой бьются учёные, учителя, родители, представители правоохранительных органов на протяжении десятков лет. С точки зрения биологических предпосылок отклоняющееся поведение молодых людей в возрасте 13-19 лет (на Западе их называют «тинейджерами») может быть связано с целым рядом факторов. В первую очередь следует указать на изменения гормонального статуса, обусловленные перестройкой работы эндокринной системы и половым созреванием. Активируется система гипоталамус-гипофиз, что ведёт к синтезу большого количества гормонов – регуляторов экспрессии генов, процессов роста и метаболизма. Половое созревание также связано с гормональными изменениями. Известно, что половое созревание у девочек происходит раньше, чем у юношей. И мужские и женские половые гормоны относятся к подклассу стероидных гормонов. У женщин – это эстрогены, у мужчин – тестостерон. Эти гормоны не только стимулируют половое поведение. Действие половых гормонов, опосредованное сложными биохимическими механизмами, приводит в период полового созревания, когда резко изменяется гормональный статус, к хорошо известным явлениям повышенной возбудимости нервной системы подростка, к эмоциональной неустойчивости и импульсивности. Отсюда повышенная агрессивность, злоупотребление алкоголем и наркотиками, попытки суицида, систематические правонарушения. Упомяну ещё о таком малоизученном феномене как влияние наследственности на агрессивное поведение. Некоторые генетики считают, что наследование определённых генов может способствовать формированию гипервозбудимой нервной системы, неуравновешенной психики. Сказанное не означает, что внешне демонстрируемая агрессивность может быть унаследована от родителей или передана детям, здесь имеется в виду только предрасположенность, во многих случаях незаметная, не выраженная даже у ближайших родственников. Никакого «гена агрессивности», конечно же, не существует. Есть данные, что склонность к девиациям и агрессии проявляется у отдельных мужчин с аномальным кариотипом XYY во всех или части клеток (мозаицизм). Не исключено, что среди девиантных подростков есть и такие. Однако списывать всё на гены и гормоны не стоит, ведь не каждый подросток – хулиган, наркоман и преступник, большинству удаётся благополучно преодолеть «трудный» возраст. Влияние социальных и психологических факторов, семьи и ближайшего окружения способно направить гормональный всплеск в конструктивное русло».
Существуют и генетические и социальные причины, которые приводят к случаям насилия в средних школах. И, вроде бы, никто не виноват – ни педагоги, ни генетика. Мы имеем дело со сложной социальной проблемой, которая существует в любом обществе. Люди не равны, а это значит, что одни могут навязывать свою волю другим. Какими методами пользуется один человек, чтобы навязать свою волю – вопрос личной ответственности. Если посмотреть на общество, как на сложную систему, то любое проявление насилия в нашем собственном поведении влияет на проблему насилия в средней школе. Локально разрешить эту проблему вряд ли удастся, несмотря на все попытки.
Ольга Рязанцева