Зачем Януковичу понадобился «Укроборонэкспорт»?
Одна из задач новой структуры - контроль над финансовыми потоками в «оборонке»
Нашумевший указ Президента Украины Виктора Януковича от 9 декабря 2010 года №1085/2010 «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти» предписывает создание единого государственного объединения по изготовлению и продаже оружия.
Как известно, в соответствии с указом, Кабинет министров должен в месячный срок осуществить мероприятия по созданию государственного хозяйственного объединения «Укроборонэкспорт», которое будет объединять государственные предприятия, осуществляющие хозяйственную деятельность в сфере разработки, изготовления, реализации, ремонта, модернизации и утилизации вооружения, военной и специальной техники и боеприпасов, и которые принимают участие в военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами. Правда, в указе не оговорено, какие именно полномочия будет иметь новое объединение.
Комментируя создание новой структуры оборонно-промышленного комплекса, министр юстиции Украины Александр Лавринович в комментарии украинским СМИ заявил, что концерн «Укроборонэкспорт» будет создаваться как отдельное государственное агентство, которое, в свою очередь, будет создано на базе бывшего Минпромполитики. По его словам, новая структура будет создана не сразу, «это не короткий путь».
Конечно же, закономерно возник вопрос: а зачем вообще нужно новое объединение, какую цель преследуют его создатели?
Здесь стоит вспомнить о том, что вопрос координации деятельности в украинском ОПК стоит давно. По данным Центра военной политики и политики безопасности, на сегодня в состав оборонно-промышленного комплекса включено 161 предприятие (плюс выпускающие продукцию двойного назначения, но в данном случае речь о тех, кто выпускает конкретно оружие и военную технику). Из них в состав Минпромполитики входит 76 предприятий, Минобороны – 44 предприятия, Фонд госимущества – 14, Национального космического агентства – 13, в состав Госкомпании «Укрспецэкспорт» - 6, Госслужбы спецсвязи и защиты информации – 4, СБУ – 3 и МВД – 1. При этом сложилась парадоксальная ситуация, когда долгое время одновременно с «совдеповской» системой госуправления предприятиями существовала рыночная внешнеэкономическая схема реализации продукции.
Отсутствие единого координационного органа фактически принуждало все эти предприятия находиться в свободном плавании, борясь за заказы и выживая лишь благодаря собственным усилиям. При этом данные предприятия находятся в государственной собственности, хотя само государство лишь пожинает «плоды» от продаж. Это, понятно, весьма затрудняло формирование единой «оружейной» стратегии державы и кооперацию между самими предприятиями.
Кстати, попытки исправить положение делались в недавнем прошлом. В частности, пытаясь создать четкую структуру производства и экспорта украинского вооружения, еще 20 июля 2007 года СНБОУ приняло стратегическое решение о создании до 1 октября 2007 года национальное агентство по вопросам ОПК «со сосредоточением в сфере его управления государственных предприятий», которые производят оружие. Но эти благие намерения очень быстро сошли на нет. До 1 октября 2007 года никто ничего не создал, а планы создать национальное агентство отменил сам же СНБО 15 февраля 2008 года.
Поневоле возникает вопрос: почему же на протяжении всех лет независимости так и не был создан единый центр? Ответ на этот вопрос прост, - причиной тому деньги. Ведь кто управляет оборонкой, тот управляет и финансовыми потоками. Раньше причастными к этому были представители различных политических сил, и сосредоточение этого контроля в одних руках мало кого воодушевляло. Сейчас, с построением Януковичем пресловутой «жесткой вертикали власти», ситуация изменилась.
Заметим, что эксперты определяют четыре основных финансовых потока в украинском оборонно-промышленном комплексе общим объемом порядка 1 млрд долларов (цифра, понятно, сильно усредненная, поскольку годовые продажи в зависимости от контрактов порой весьма сильно отличаются). Первый ($600 млн) – проходит через Госкомпанию по экспорту и импорту продукции и услуг военного и специального назначения «Укрспецэкспорт», и создается в основном за счет экспорта вооружений. Второй поток ($100 млн) идет через Национальное космическое агентство Украины (НКАУ), - это поставка ракетоносителей и другие контракты. Третий поток (также $100 млн) принадлежит компании «Антонов», и создается за счет оплаты воздушных перевозок в интересах иностранных заказчиков (в основном из Европы). Четвертый поток (до $200 млн) – чисто внутренний, и формируется за счет заказов Минобороны Украины и иных вооруженных формирований державы. Кроме этого, есть еще потоки по линии отдельных предприятий ОПК, имеющих право на экспорт своей продукции (например, поставка за рубеж авиадвигателей предприятием «Мотор Сич»), но здесь речь идет о сравнительно небольших суммах.
Вместе с этим стоит учесть, что управление финансовыми потоками в украинской «оборонке» осуществляется одновременно указами Президента и постановлениями Кабмина. При этом законодательная база содержит множество пробелов, которые позволяют манипулировать этими потоками, так сказать, участниками процесса, далеко не всегда преследующими одни и те же цели. В то время, как создание упомянутого объединения «Укроборонэкспорт» (по словам Александра Лавриновича, оно не будет подчиняться никаким министерствам или ведомствам, т.е. будет контролироваться с самого «верха»), позволяет контролировать все финансовые потоки одним центром.
В целом заметим, что еще два-три года назад эксперты предлагали четыре возможных модели организации украинской оборонки, - от создания министерства ОПК на базе профильных департаментов Минпромполитики (модернизированная версия схемы советских времен), и до «американской», т.е. либерализации всей сферы производства и продажи вооружений, когда не существует государственного управления, да и ОПК вообще как единой структуры, а роль государства сводится лишь к экспортному контролю.
С нынешним созданием «Укроборонэкспорта», по сути, реализуется модель национальной холдинговой компании, которая объединит в себе производителя и экспортера вооружений. Но, как показывает мировой опыт, в этом случае единая компания может концентрировать внимание на экспорте вооружений в ущерб их производству в интересах национальной обороны. Избежать этого – задача государства.
Впрочем, до появления конкретных документов о формировании государственного хозяйственного объединения «Укроборонэкспорт» трудно делать выводы, какие именно плюсы и минусы несет в себе его создание. Но главные цели, как мы упоминали, можно назвать уже сегодня, - это создание единого центра по координации деятельности украинского ОПК, что является безусловным позитивом. И организация жесткого контроля над финансовыми потоками в оборонке со стороны власти.
Дмитрий Тымчук