Грузия и Украина - лидеры по количеству «мертвых» политических партий
ТОП-10 стран постсоветского пространства по числу политсил
После краха единственной легальной в СРСР Коммунистической партии политические организации начали расти быстрее, чем грибы после дождя. В большинстве постсоветских стран принципы демократии нашли поначалу чуть ли не единственное свое выражение в создании политических партий. Но хоть и говорят, что количество постепенно переходит в качество, на практике все оказалось не так просто. Некоторые страны просто-таки погрязли в партийном строительстве вместо строительства крепкого государства. «Багнет» решил составить рейтинг самых «партийных» стран на постсоветском пространстве, а также попробовать разобраться, почему в данном случае «много» еще не значит «хорошо».
Итак, ТОП-10 стран бывшего СРСР с самой разросшейся партийной системой:
Первое место по праву заняла эмоциональная Грузия. По последним данным, там зарегистрировано более 200 (!) политических партий. При этом не больше 10 из них способны преодолеть 5% барьер, действующий на выборах в парламент. Да и то, приблизительно половина от этого числа, могут пройти туда только в составе избирательных блоков, как это было во время последних парламентских выборов. Провластные силы объединились в «Единое национальное движение», кроме него в парламенте сейчас представлено еще 4 партии. И это из 200!
Большинство партий «спят», та же часть, каторая проявляет политическую активность, как правило, направляет всю свою энергию на критику действующей власти. Причем следует отметить, что критика эта далеко не всегда конструктивна. Стоит также добавить, что основная масса партий - весьма немногочисленна. Описанная выше картина кажется вам до боли знакомой? Если это так, и вы не являетесь гражданином Грузии, то, скорее всего, вы живете в Украине.
Именно Украина разместилась на втором месте нашего партийного рейтинга. Число официально зарегистрированных Министерством юстиции партий достигло 185. «Багнет» уже писал, что партии в Украине стали товаром, который продается и покупается совершенно свободно. Некоторые партии в стране, похоже, существуют только для выражения интересов ее создателя и его ближайшего окружения. В парламенте же представлено всего 15 партий.
Про партийную систему Украины писалось и говорилось очень много. Напомним, только что ее основными чертами является уклон большинства партий в сторону левой идеологии (перед выборами) и популистская риторика. Также всегда было модным создание блоков и партий одного лидера, но, похоже, это постепенно уходит в прошлое. По крайней мере, такое мнение высказывают некоторые эксперты.
На почетном третьем месте нашего рейтинга разместилась Киргизия. На данный момент в стране существует 152 политические партии. По результатам парламентских выборов, прошедших осенью 2010 года, 5% порог смогли преодолеть 4 политических силы. Всего же в выборах принимало 29 политических партий.
Таким образом, КПД большинства политических партий стран-лидеров нашего листинга стремится к нулю.
Далее страны распределились так:
4 место получила Армения – 74 политически партии;
5 место – Латвия, где зарегистрировано 57 политических партий;
6 место досталось Азербайджану, где на данный момент действует 40 официальных политических организаций;
7 место – Литва, где зарегистрировано 37 политсил;
8 место – Молдова с 30 политическими партиями;
9 и 10 места заняли Беларусь (15 партий) и Казахстан (10 партий) соответственно.
Отметим, что в топ-10 попали Латвия и Литва которые по праву можно назвать одними из самых успешных стран на постсоветском пространстве в процессии построении демократии. Но оба эти государства имеют сравнительно умеренное количество партий, позволяющее, однако, немного пошалить и создать, к примеру, партию любителей пива.
Подобная ситуация, кстати, уже давно существует в США, где на политической арене всерьез сражаются только две партии из более чем 40 политических сил. Но 40 - не 200. И, кроме того, эти четыре десятка политсил борются за власть в органах местного самоуправления и выражают интересы различных социальных или иных групп, к примеру, жестких приверженцев семейных ценностей или же геев.
Такое положение дел позволяет выразить интересы всех, кто этого желает, и в тоже время не плодить множество «мертвых» партий, активность которых в лучшем случае сводится только к появлению в бюллетенях на парламентских выборах. Возможно, странам, где количество партий превышает все разумные пределы стоит задуматься над ужесточением правил их регистрации? По такому пути пошла Россия и теперь там вместо 50-70 партий всего семь.
И хотя РФ - не самый лучший пример для подражания в создании демократического государства, тем не менее, подобный путь в свое время избирали и другие страны. Ведь огромное количество партий, как доказывают примеры Украины и Грузии, не всегда создает конкуренцию.
«Мертвые» партии – балласт на шеи демократии. Ведь когда при всем многообразии выбора его на самом деле нет, людей постигает разочарование. Возможно, в этом, в некоторой степени, кроется политическая апатия многих украинцев?
Елена Архипова