Ирак станет крупнейшим потребителем украинского оружия
Первая партия бронетранспортеров БТР-4 отправится заказчику уже через неделю
Первая партия новых украинских бронетранспортеров БТР-4 отправится в Ирак в середине декабря. Вторую партию этих бронемашин заказчик получит в начале 2011 года. Речь идет о выполнении нашумевшего ровно год назад крупнейшего контракта, заключенного между Украиной и Ираком (последнему деньги для закупки техники выделили американцы, занимающиеся созданием и вооружением иракской армии и сил безопасности).
Напомним: как сообщили в декабре 2009 года представители государственной компании «Укрспецэкспорт», Украина подписала с Ираком крупнейший в своей истории контракт на поставку товаров военного назначения и предоставление услуг в сфере военно-технического сотрудничества на сумму свыше 550 млн долл. Сделка предусматривает поставку в Ирак в течение трех лет около 400 единиц бронетанковой техники, в частности БТР-4, до 10 самолетов Ан-32, а также предоставление услуг по ремонту и модернизации авиационной техники. Заключенный контракт, как утверждают представители руководства «Укрспецэкспорта», - это лишь первый этап в рамках реализации большого проекта военно-технического сотрудничества с Ираком, являющийся важным для завода им.Малышева, Харьковского конструкторского бюро по машиностроению, и для десятков других украинских предприятий.
При этом всего США выделили на программу перевооружения иракской армии $3 млрд, из них в рамках этого и последующих контрактов $2,48 млрд достанется Украине. Таким образом, данный пакет оружейных контрактов должен стать самым объемным за всю историю украинской независимости.
Сразу после известия о подписании «иракского контракта» по украинским и российским масс-медиа принялась гулять «версия», что выделившие на перевооружение армии Ирака деньги США пробили для Киева этот контракт в обмен на согласие Украины порезать свои оперативно-тактические комплексы 9К72, или «Scud-В». «Багнет» недавно сообщал о ходе этого процесса, который идет полным ходом. Тогда как изначальный меморандум о том, что Украина лишится «Скадов», был подписан еще в конце ноября прошлого года руководством МО Украины и временным поверенным в делах Посольства США в Украине Джеймсом Петтитом. Вскоре после этого американцы и сообщили о том, что «иракский контракт» получат украинцы.
Совпадение действительно странное, но тут стоит сделать одно уточнение. «Иракский контракт», по утверждениям представителей «Укрспецэкспорта», готовился на протяжении 3 лет (а разговор о нем начался, насколько известно «Багнету», еще до вывода украинского контингента из Ирака в конце 2005 года). В то время, как ликвидация украинских «Скадов» проходит в рамках подписанной Украиной Программы совместного уменьшения угрозы «образца» 1993 года, и претензии по ней стоит выдвигать украинскому руководству на тот момент, - например, уместно было бы задать этот вопрос Леониду Кравчуку. Так что эти события едва ли взаимосвязаны.
Что касается непосредственно «иракского контракта», то он весьма интересен не только тем, что серьезно спасает на данном этапе украинскую «оборонку». Но и тем, что является серьезным аргументом в забытом уж споре о целесообразности нахождения в Ираке в свое время, с августа 2003 г. по декабрь 2005 г., контингента Вооруженных сил Украины – по очереди 5-й, 6-й, 7-й отдельных механизированных бригад, а затем 81-ой тактической группы, которая и была выведена в последних числах декабря 2005 года в Украину. Вводя войска в Ирак, официальный Киев на тот момент пытался нивелировать последствия разыгравшегося тогда «кольчужного скандала», но вопросом стратегическим было «закрепление» в Ираке в экономическом плане - по примеру «умных» стран, участвующих в миротворчестве, когда вслед за военными едут завязывать контакты и пробивать заказы бизнесмены.
Между тем, после вывода украинского контингента из Ирака создавалось впечатление, что Украина за свое военное присутствие в этой стране ничего не получила. Известно было лишь о некоторых контрактах – поставке 30 тепловозов ТЕ-1141, автомобилей «УАЗ» и «КрАЗ» из Украины. Самой крупной сделкой, осуществленной в 2005 году с участием Украины, стало оснащение 15 батальонов и 6 бригад иракской армии и сил безопасности армейской амуницией. В то же время, стоило констатировать факт: из 15 основных программ восстановления иракской экономики (куда США вбухали огромные деньги) украинские предприятия не были задействованы ни в одной.
Сейчас этого сказать нельзя: Украина, наконец, начала получать дивиденды за свое присутствие в Ираке. В то же время, «иракский контракт» дает не только деньги украинской «оборонке», но и определенные «политические дивиденды» в продвижении на оружейном международном рынке. Американское лобби – вещь серьезная, и заручиться им (понятно, это возможно, когда речь не идет о прямой конкуренции с американскими производителями вооружений) – это несомненный успех.
Остается добавить, что, по озвученным ранее украинскими официальными лицами данным, планируется, что в параде по случаю празднования дня армии Ирака 6 января примут участие 11 украинских БТР-4.
Дмитрий Тымчук