Украина рискует попасть в ситуацию перманентных митингов
Протесты продолжатся, даже если Налоговый кодекс заветируют так, как хотят митингующие
Среда стала днем паузы: на Майдане – затишье, в парламенте - рутинное законотворчество. Сегодня все будет по-другому: бунтующие бизнесмены обещают под Верховной Радой воссоздать 16 и 18 ноября. Первое декабря стало днем отдыха, потому что Президент, ветировав Налоговый кодекс, отложил презентацию поправок именно до четверга. Но уже накануне от протестантов последовали заявления, судя по которым, дата подачи и суть корректив в НК уже не имеют особого значения. Потому что, уйдя от перманентных выборов, политикум рискует попасть в ситуацию перманентных митингов.
Без покоя
Такой сценарий развития событий не исключают лидеры протестующих бизнесменов. Руководитель информационного центра Центрального штаба спасения украинского предпринимательства Владимир Дорош, отметив, что в стране пробудилось гражданское общество, пообещал, что «Город свободы» на Майдане не прекратит свое существование и после решения вопроса по Налоговому кодексу. Только он изменится по форме: будут не палатки на центральной площади столицы, а пристальное наблюдение за деятельностью власти как в центре, так и в регионах. «Мы будем препятствовать своеволию чиновников» - заявил он.
На практике это может вылиться в митинги по каждому острому вопросу, что, в принципе, говорит о торжестве демократии. Реакция общества всегда важна, и если сейчас для ее «замеров» приходится заказывать соцопросы, то периодические пикеты лучше всяких исследований.
Однако вероятен и вариант, согласно которому неоднозначные проекты или инициативы станут не причиной, а поводом для возмущений. И не столько потому, что улица всегда была последним – и достаточно эффективным – аргументом в борьбе за власть, сколько по той причине, что украинцы разуверились в политиках. Об этом красноречиво свидетельствует реакция на выступление Юлии Тимошенко на Майдане 22 ноября. Многие наблюдатели восприняли его как попытку использовать гнев предпринимателей для достижения своих целей. Кстати, если сравнить, поход Виктора Януковича в эпицентр возмущения был рядовым деловым визитом.
В отличие от персонажей политпроцесса, вожди бизнес-протеста вызывают куда большее доверие. Возникает соблазн использовать их как прикрытие. И именно этого больше всего опасаются представители организаторов акций протеста. Пресс-конференции в среду показали, что не зря.
Деньги, ставки, сроки
Путаница возникает с требованиями предпринимателей. Как рассказал Владимир Дорош, они остаются неизменными: полное вето Налогового кодекса, отставка правительства и очередные парламентские выборы в 2011 году.
Казалось бы, все достаточно четко. Тем не менее, главная претензия – полное вето президента на НК – распадается на составляющие. А они интересны. Во-первых, как признались протестанты, альтернативного варианта Налогового кодекса у них нет. Участник переговорной группы Центрального штаба спасения украинского предпринимательства Юрий Еременко заметил, что «мы готовы участвовать в наработках, но мы не великие экономисты».
В то же время Владимир Дорош озвучил готовность внести целые главы. Однако оба они отвергают любую возможность улучшать имеющийся проект. «Более 200 статей требуют изменений, это половина кодекса – замечает пресс-секретарь Центрального штаба Святослав Швецов. – Мы требуем разработки абсолютно нового законопроекта». Координатор Центрального штаба Александр Мисюра заявил, что «наш штаб имеет четкое представление про то, каким должен быть НК». Во-вторых, бизнесмены настаивают на том, чтобы они были представлены в составе рабочей группы по написанию нового Налогового кодекса. И особенно настаивают на сроках ведения в действе даже своего документа, - в 2012 году.
Малопонятная привязка к 2012 году становится объяснимой, если посмотреть на два следующих требования Майдана не с экономической, а с политической точки зрения.
Кого - куда
Кроме нового НК, предприниматели настаивают на отставке правительства и парламентских выборах в 2011 году. И опять нечеткости: одни настаивают на смене всего Кабмина, другие допускают вариант частичных ротаций.
Святослав.Швецов конкретизировал, что протестанты в части ротации Кабмина могут согласиться и на лишение должностей только тех людей, которые разрабатывали Налоговый кодекс и обвиняли предпринимателей в уклонении от уплаты сборов. Владимир Дорош назвал Михаила Бродского и Сергея Тигипко. Юрий Еременко заявил, что это требование не политическое, а экономическое, так как члены правительства своими действиями усугубляют экономическую ситуацию.
Еще один момент – дата парламентских выборов. Малопонятно, зачем они малому и среднему бизнесу. Зато желание ввести НК с 2011 года вполне укладывается в такую версию: марафон вряд ли состоится в 2011-м (просто времени нет),а в 2012-м может не появиться такой повод для возмущений. Тем более, спикер Владимир Литвин неоднократно заявлял, что проблемные Жилищный, Трудовой и Таможенный кодексы - дело отдаленного будущего.
Хотя, возможно, сроки - это просто совпадение.
Как с единством?
Помимо вето на Налоговый кодекс, предпринимателей крайне беспокоит согласие в собственных рядах. Высказываются они на этот счет категорично.
«Мы заявляем, что никакого раскола нет, - говорит Святослав Швецов, - есть Национальный координационный совет, есть организаторы и есть четкие требования». Владимир Дорош уточняет, что, дабы пресечь спекуляции, Координационный совет изберет уполномоченных вести переговоры. Хотя, по словам Святослава Швецова, «никаких переговоров мы не ведем».
Но заявления Александра Данилюка, идущие вразнобой с позицией Центрального штаба, все же звучали. Он призывал политсилы присоединиться к протестантам. Представители Центроштаба заметили, что «мы ради единства заявляем, что он – один из нас». В то же время, лидеры Майдана неоднократно подчеркивали, что опасаются провокаций.
Подводные камни протеста
Стремление не разбрасываться кадрами понятно: любой раскол значительно ослабит позиции бизнеса. И сейчас мятежники стараются сохранить единство любой ценой. Цена может оказаться очень высокой.
Остается открытым вопрос, что произойдет, если власть пойдет на переговоры и совместную разработку нового НК, но политические требования оставит без внимания. Четкого ответа предприниматели не дают. Судя по всему, часть из них согласится на сотрудничество с Кабмином и отдельные ротации в нем. Остальные откочуют в стан радикалов и вынуждены будут, ради достижения своих целей, вступить в тесные отношения с политсилами. Что партиям и требуется.
Видимо, это понимают некоторые участники акции, которые особенно настаивают на совместной с правительством рабочей группе и высоких налогах при условии прозрачных правил игры, «чтобы вывести бизнес из тени».
Удастся ли им провести грань между политикой и экономикой в стране, где эти две сферы переплелись так тесно? Тестовым днем станет сегодняшний.
Власть настроена на дискуссию. Как сказал заместитель председателя фракции Партии регионов Владимир Макеенко, «мы уже прошли тот период, когда майданы руководили Верховной Радой, блокировали государственные здания. Ничего хорошего из этого не получилось. Страна должна жить, а общество, конечно, выдвигать свои требования, это нормальное явление, но не путем блокад».
Лилия Фоменко