19:24 / 23.11.2010 Общество

Завтра у столичных театралов случится культурный шок

Перед походом на «Жизнь с идиотом» Андрея Жолдака детей рекомендуют оставить дома

На афишах спектакля белым по-черному написано: «Не рекомендуется зрителям до 18 лет». И это не кокетство, это реальность. Это настоящее предупреждение для тех, кто думает, что театр – это всегда прекрасно. Шекспир, Островский, Чехов, Достоевский… Но у Андрея Жолдака все иначе. В гробу он видел все эти приглаженные постановки и слащавых Джульетт. Самый скандальный украинский театральный режиссер любит только все нецензурное, провокационное, раздражающее обычного театрала и приводящее в восторг необычного. Например, современного российского писателя Виктора Ерофеева. Именно его рассказ «Жизнь с идиотом» вдохновила Жолдака на очередную театральную провокацию, которую он воплотил в жизнь в Национальном театре Radu Stanca румынского города Сибиу. Директор театра Константин Кирияку остался в восторге, Жолдак, по всей видимости, тоже. В итоге, не смотря на не очень теплые отношения режиссера с киевскими театралами, было решено устроить украинскую премьеру спектакля. Она состоится завтра, 24 ноября, в столичном Октябрьском дворце.

Два провокатора: Виктор Ерофеев и Андрей Жолдак

«Никто меня не спрашивал разрешения ставить мой рассказ, – рассказал за день до украинской премьеры киевским журналистам Виктор Ерофеев. – К спектаклю я относился скептически. Ведь за плечами уже был гениальная постановка Альфреда Шнитке, опера, и, казалось, перебить этот рекорд невозможно. К тому же, сидя в самолете, я попал в воздушную яму и сразу понял, что делать мне в этом Сибиу нечего. Перед началом спектакля я говорил себе: «Главное не заснуть, а то неудобно будет перед режиссером и директором», но через три минуты после начала я не только проснулся, а даже оживился».

И было от чего. Внимательно прочитав рассказ и восхитившись сюжетом, Жолдак захлопнул книгу и поступил по-своему. Он просто убил автора и придумал своего идиота и свою жизнь.

«Я увидел свои собственные ходы, никак не привязанные к тексту, театральные решения, – продолжает Ерофеев. – Наглые, дерзкие и безумные, как сам режиссер. Я увидел, что моя героиня расщеплена пополам, и теперь вместо одной жены по сцене бродит две. Это производит сильное впечатление. Ну, представьте себе: взять женщину, распилить ее и заставить ходить!».

Повергли писателя в некоторый культурный шок и экраны, с помощью которых Жолдак повествует о жизни с идиотом по имени Вова одновременно несколькими способами: со сцены и с экранов.

«Зритель составляет спектакль сам. Он может смотреть на этот экран и следить за этой частью сцены, а может смотреть в два экрана и вообще забыть о том, что происходит на сцене. Это абсолютно интернетная альтернатива: ты можешь смотреть порно, а можешь новости».

Детям и правда лучше не видеть, как актеры размазывают по полу экскременты и выворачивают содержимое желудков

«Жизнь с идиотом» - история непростая, «по-ерофеевски» тяжелая. Она о жизни интеллигентной семьи, в которой муж и жена получают метафизическое наказание: берут в свой дом идиота Вову. Тот сначала рушит все вокруг, а потом вступает в интимные отношения с женой, которую потом и убивает. В результате, трагедии муж теряет рассудок и попадает в сумасшедший дом, а от туда в семью дипломата, где и описывает все, что с ним произошло. Книга «По-ерофеевски» страшная, спектакль «по-жолдаковски» безумный. Зачем говорить, снимать, петь о хорошем, если все вокруг так плохо?

«Каждый из нас живет с идиотом, – уверен Ерофеев. – Это может быть ваша жена, сосед, Президент. Когда-то, когда Путин пришел к власти, «Коммерсант» вышел с заголовком «Жизнь с идиотом». Так что все применимо к этому названию».  

Для самого Андрея Жолдака «Жизнь с идиотом» - это не просто очередная скандальная постановка, это – маленькая революция, которая является частью одной большой террористической акции. Всю жизнь театральный режиссер, изгнанный из Харьковского академического драматического театра им. Тараса Шевченко в 2005 году, мечтал буквально подорвать весь театральный мир Украины и создать принципиально новый. С тем же Чеховым, Островским и Шекспиром, но более провокационным, креативным.

«Мы должны создать свою Аль-Каиду, стать культурными террористами и создавать такие проекты, которые подрывали бы метро, трамваи, музеи, улицы, политиков!, – призывал журналистов Жолдак. - Каждый художник должен придумать такой проект. Нам нужны скандалы и мой спектакль будет одним из них. Меня не надо любить, таких художников как я надо просто впускать в театры».  

Слушая призывы Андрея, Венедикт Ерофеев лишь молча улыбался и на прощание резюмировал: «Вобщем, Киев завтра получит хорошую порцию адреналина». 

Марина Алексеева

 

 

ТЭГИ: