В Киеве рухнул рынок квартир
Сегодня гостинку в столице можно купить за $30 тысяч. На рынке первичной недвижимости ожидается падение до $1 тысячи долларов за 1 квадратный метр
На многие объекты цены упали в два раза, однако потенциальных покупателей это не впечатлило.
Даже для минимального оживления рынок требует еще более значительного проседания цен. Но многие продавцы, даже завязшие в неподъемных кредитах, пока не понимают, что старые времена и старые цены - уже не вернутся.
Вопрос о том, будут ли цены на киевские (и не только) квартиры снижаться и в дальнейшем, уже не стоит. Он лишь в глубине и темпах снижения, пишет «Зеркало Недели».
Пузырь, который надували более трех лет, — лопнул!
Вы хотите узнать реальные январские цены на жилье в Киеве? Для этого необязательно обзванивать риэлторские агентства, да еще и «просеивать» на достоверность полученную информацию.
Лучше загляните в архив самого популярного столичного издания «купи-продай» и откройте в Интернете декабрь 2005 года.
Вы увидите почти зеркальное отражение реальных предложений по продаже экономвариантов жилья сегодня. Квартир повыше классом, в более престижных районах и с качественным ремонтом по ценам конца 2005 года пока не найдете.
Тем не менее, максимум через два-три месяца и они будут предлагаться в Киеве по ценам декабря 2005 года, а может быть и ниже. Впрочем, особой радости ценопад на столичном рынке жилья не вызывает.
Дело в том, что вместе с рынком недвижимости обвалилась и вся экономика страны в целом. Соответственно жилье стало более доступным лишь для обладателей солидного валютного кэша, которые внимательно слушая сладкоречивых политиков и высокопоставленных чиновников, держали фигу в кармане, а свободные денежные средства размещали в иностранной валюте.
Пузырь лопнул и вполне закономерно рынок недвижимости возвращается в то время, когда этот пузырь начал расти. Еще в октябре 2008 года, всего чуть более двух месяцев назад, найти в Киеве унылую гостинку ценою ниже $85 тыс. было почти что нереально.
Уже в декабре хозяева сверхэкономных вариантов сделали попытку впрыгнуть в последний вагон уходящего поезда и пытались продавать квартиры низшей ценовой категории по цене в $50—60 тысяч.
Начало января 2009 года ознаменовалось тем, что входной билет на столичный рынок недвижимости стал стоить 30 - 35 тыс. Базы риэлтерских агентств на сегодняшний день забиты массовыми предложениями гостинок либо хрущевок не в самых удобных местах за 35 - 40 тыс. американских долларов.
Тем не менее, при появлении более-менее реального покупателя в результате торга большинство обладателей жилья гостиничного типа (не в самых лучших районах) готовы отдать свое «сокровище» именно за $30 тысяч.
Случаи продаж ниже этой цены пока что единичны и происходят лишь при срочных продажах.
Продавцы первички - в аутсайдерах
Реализаторы вторички, понимая что худшее еще впереди, оказываются проворнее продавцов первичного жилья. Продавцы квадратных метров на первичном рынке, равно как и продавцы залоговых квартир - финансовые учреждения, - попросту не успевают за падением рынка, цены, предлагаемые ими, это уже вчерашний день.
Для компаний-застройщиков настало время платить по счетам. В погоне за суперприбылью, пока пузырь рынка жилья надувался, девелоперы не останавливались ни перед чем - миллионы нужным чиновникам за доступ к земельному участку, безрассудные суммы за покупку земли на вторичном рынке, роскошные оклады и премиальные топ-менеджменту, откаты при оформлении разрешительной документации, прокручивание денег инвесторов совершенно в других проектах.
Все это привело к тому, что себестоимость квадратного метра жилья в Киеве стала гораздо выше себестоимости квадратных метров в благополучных европейских странах. И «запасных аэродромов» для продавцов новостроек теперь осталось не так уж много. Первый - откровенно демпинговать на рынке, пытаясь обставить более медлительных конкурентов.
В этом случае кое-что удастся «скинуть» по себестоимости или даже с небольшой прибылью. Причем действовать следует немедленно, поскольку цены падают проворнее, чем работает менеджмент отделов продаж стройкомпаний.
Правда, продать в таком случае можно будет только квартиры в жилых домах с почти стопроцентной степенью готовности. Недострой сегодня не интересует никого и ни по каким ценам.
Второй - ожидать дальнейшей девальвации гривны, ведь тогда стоимость квадратных метров первичной недвижимости, выраженная в долларах, резко упадет и станет более конкурентоспособной по сравнению с рынком «бэушного» жилья.
Третий - уже сейчас, не дожидаясь окончательного приземления рынка, начать продавать квартиры ниже реальной себестоимости, рассчитывая на то, что при реализации следующих проектов квадратные метры обойдутся застройщику значительно дешевле.
Ведь заметно подешевеют как строительные материалы отечественного производства, так и стоимость рабочей силы, равно как и упадет ниже плинтуса стоимость услуг коррумпированных украинских чиновников ввиду их невостребованности в новых условиях игры. Четвертый — попытаться «подоить» государство, рассчитывая на выкуп проблемных метров по завышенным ценам.
Похоже, именно на такой вариант развития событий надеются участники стройбизнеса. И даже достигнуты определенные договоренности в этом направлении.
Вот только не останутся ли они лишь на стадии «бумажных» намерений, если даже обещанные выплаты вкладчикам Ощадбанка зависли в полной неопределенности.
Как бы там ни было, по всей вероятности, более-менее полноценно «шестеренки» первичного рынка закрутятся, когда усредненная цена по столице «уйдет» на уровни ниже эквивалента 1 тысячи долларов за 1 квадратный метр.