12:15 / 20.10.2010 Общество

Россиянам оказались не по зубам украинские корветы?

В переговорах о создании совместного украино-российского судостроительного предприятия возникли трудности

В переговорах о создании совместного украино-российского судостроительного предприятия возникли трудности, сообщил премьер Николай Азаров, выступая на совещании по актуальным вопросам развития Херсонской области в Херсоне.

«Мы сейчас ведем переговоры о создании СП в области судостроения. Сначала вроде «загорелись», Владимир Путин дал команду разобраться в этом вопросе, и оказалось, что российские судостроительные заводы загружены на треть. Поэтому тяжелая тут ситуация в принципе», - сказал премьер.

Напомним, в июле этого года стало известно, что российская Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) ведет переговоры с украинской стороной относительно объединения судостроительных активов, или, как говорят в России, «интеграции» украинских предприятий в российский гигант. При этом часть из интересующих ОСК украинских предприятий находится в государственной собственности. Помимо украинского госпредприятия «Заря-Машпроект» и Черноморского судостроительного завода (ЧСЗ), о планах на которые российской стороны было известно ранее, стало известно, что переговоры ведутся также вокруг завода «Паллада», Судостроительного завода имени 61 коммунара и частных Херсонского судостроительного завода (ХСЗ) и николаевского «Экватора».

Насчет Черноморского судостроительного завода сразу возникли нехорошие вопросы. Как известно, это предприятие выиграло тендер Минобороны Украины на постройку для ВМС Украины серии корветов – речь идет о широко распиаренной «корветной программе». Таким образом, если российская корпорация поглотит украинский завод, получится, что первые чисто украинские военные корабли строятся под руководством россиян. Да и вообще украинское судостроение – стратегическая отрасль, а потому в случае с объединением активов с иностранной корпорацией возникают определенные угрозы в сфере национальной безопасности.

Впрочем, эксперты, к которым обратился за комментариями «Багнет», в основном считают, что эта угроза куда меньше, нежели опасность «вымирания» в обозримой перспективе украинского судостроения как такового.

Например, первый вице-президент Ассоциации судостроителей Украины «Укрсудпром» Виктор Лисицкий сказал по этому поводу:

- Это сотрудничество Украине крайне необходимо. Украинские судостроительные предприятия, находящиеся на данный момент в более чем плачевном состоянии, были лишь частью морехозяйственного комплекса Советского Союза. И как показала практика, ни одно из предприятий за годы независимости Украины не продемонстрировало оптимистичных результатов самостоятельного развития, и уж тем более – какого-то процветания. В условиях, когда большинство политиков Украины самое тяжелое, что держали в руках, - это взятки, воссоздать подобное попросту невозможно. Совершенно очевидно, что никакой американец не придет в Украину строить, предположим, хайвэй, зато россияне - вполне вероятно придут. Не стоит бояться сотрудничества с Россией, нужно больше тратить моральных и физических сил для того, чтобы стать сильнее, поскольку в России умеют уважать интересы только сильных оппонентов.

Его мнение разделяет экс-начальник управления кораблестроения и вооружения ВМС Министерства обороны Украины контр-адмирал Николай Сердюк:

- В судостроительном комплексе Украины осталось лишь два государственных предприятия, - одно в Феодосии, и второе в Николаеве. Практически все судостроительные заводы Украины парализованы. Поэтому от объединения с кем-либо вреда не будет, будь то российские или другие инвесторы. Наше государство, к сожалению, хоть и держит предприятия в государственной собственности, обеспечить заказами их не может.

А председатель правления Таврического института регионального развития Андрей Клименко считает, что можно было бы себя и обезопасить:

- Если присутствуют факторы политического риска, их следует минимизировать. Если мы понимаем, что судостроительная отрасль потенциально может попасть в зону политического риска, стоит создавать баланс инвестиций. Например: 30% российских, 30% европейских и 30% китайских или каких-нибудь саудовских. Инвестиционный баланс - это достаточно тонкий инструмент инвестиционной политики.

Как бы там ни было, украинские корабелы рассчитывали и на заказы, и на прямые инвестиции от россиян. И эта надежда понятна. Как заявили «Багнету» в Ассоциации «Укрсудпром», в случае сохранения нынешних тенденций через 5-10 лет в Украине останется лишь 2-3 судостроительных предприятия с несколькими тысячами работающих, которые будут пытаться выжить на фоне растущей конкуренции в регионе.  Расчет был также и на то, что, зарабатывая деньги, судостроители на фоне нищего бюджета МО Украины могут помочь и украинским ВМС с новыми кораблями (на сегодня, как известно, строительство первого украинского корвета фактически заморожено из-за отсутствия средств).

Однако, как видим, у россиян свои проблемы. А значит, если украинское государство не станет помогать своим корабелам (а пока такого желания особо не видно), то перспективы у них неважные, - помощи из-за кордона, даже от нынешнего самого большого друга украинской власти в лице России, судя по всему, ждать не стоит.  

Дмитрий Тымчук