Чтобы порвать террористов, украинским ВМС надо решить ряд проблем
7 ноября корвет «Тернополь» ВМС Украины в пятый раз выйдет в Средиземное море для участия в антитеррористической операции НАТО «Активные усилия»
Как сообщили «Багнету» в пресс-центре командования Военно-Морских Сил Вооруженных Сил Украины, во время патрулирования в Средиземном море экипаж корвета проведет тренировки и практические действия по мониторингу гражданского судоходства, сбору и учету информации об условных подозрительных судах, их сопровождению и осмотру, сопровождению судов с особо важными грузами и противоминному обеспечению гражданского судоходства.
На сегодня «Тернополь» проходит ходовые испытания в море, он укомплектован личным составом, экипаж допущен к обслуживанию материальной части и к выполнению боевых упражнений. Во время выхода в море проверяются маневренные части корабля, проводятся учения по борьбе за живучесть и по ведению боевых действий одиночным кораблем.
Сразу стоит заметить, что некоторые из отрабатываемых сейчас, при подготовке, задач носят для экипажа «Тернополя» скорее формальный характер, и едва ли понадобятся в ходе самой операции. Например, - ведение боевых действий одиночным кораблем. Дело в том, что участие в операции требует наличия совместимых с кораблями НАТО средств защищенной связи, которых украинский корвет (впрочем, как и корабли других стран-партнеров) просто не имеет. А это значит, что все задачи «Тернополем» будут выполняться только в паре с кораблями НАТО, но никак не в одиночку. Например, в прошлом году украинский корвет работал в паре сначала с фрегатом ВМС Греции «Саламис», а на заключительном этапе – с фрегатом ВМС Румынии «Реджина Мария».
Соответствие экипажей стандартам НАТО – одно из главных условий участия в операции «Активные усилия». Это касается подготовки моряков, действий смотровых групп, процедур, терминологии и даже обеспечения кораблей продовольствием и топливом. Для подготовки экипажей по этим стандартам и изучения требований Альянса офицеры экипажа предварительно проходят курсы на базе Центра НАТО по подготовке морских операций по перехвату на море, расположенного на острове Крит. Свидетельствует участник прошлогоднего участия корвета «Тернополь» в операции капитан 1 ранга Михаил Пинкевич:
- Учебный центр НАТО имеет отличную базу и высокопрофессиональных инструкторов. Знания, которые получаются здесь в ходе подготовки личного состава, имеют практическую направленность, что позволяет закрепить навыки и получить практический опыт.
Кстати, весной 2010 года на базе командования ВМС Украины был проведен курс морской терминологии НАТО для украинских офицеров корабельного состава.
В последние годы НАТО меняет формат операции «Активные усилия». Раньше задача состояла в основном в том, что военные корабли патрулировали районы Средиземного моря и осматривали подозрительные судна с тем, чтобы выявить террористов или иных злоумышленников. Сейчас эта операция все больше носит разведывательно-аналитический характер. То есть собирается информация по судоходству в регионе, и только если о каком-то торговом судне нет исчерпывающих данных, или оно вообще «не значится» в базе данных, к нему высылается военный корабль, который проводит досмотр.
Таким образом, для участия нашей страны в операции все большее значение имеет даже не сам корвет «Тернополь», патрулирующий Средиземное море вместе с кораблями стран НАТО, а находящийся в Украине так называемый первичный национальный Контактный пункт. Он в режиме круглосуточного дежурства осуществляет сбор, анализ и обработку информации по торговому судоходству, и оперативно сообщает в штаб командования НАТО и определенные ведомства Украины о заходе подозрительного судна в национальные территориальные воды. Те уже решают, в каких случаях необходимо применять военную силу. Так же работают и контактные пункты иных стран, которые участвуют в операции.
В связи с переформатированием, сейчас в «Активных усилиях» участвует минимум сил. В частности, к выполнению практических задач в районе операции привлекаются пять надводных кораблей класса эсминец-фрегат Средиземноморских стран. Да и те не проводят постоянное патрулирование, а находятся в режиме дежурства по вызову. Также плановые полеты по разведке надводной обстановки осуществляют самолеты базовой патрульной авиации и другие средства воздушного наблюдения. Да в резерве находятся дополнительные силы в составе двух надводных кораблей класса эсминец-фрегат и одна подводная лодка.
На данный момент представители командования ВМС серьезной проблемой в связи с участием в операции НАТО называют соответствие стандартам в плане логистики, т.е. обеспечения корабля. Дело в том, что в «Активных усилиях» страна, которая направляет корабли для выполнения задач, сама отвечает за их обеспечение. То есть – за загрузку на борт в портах по пути патрулирования продовольствия и топлива. Понятно, что если близ берегов Украины эту проблему можно было бы всегда решить «в долг» (как любят делать наши военные с их нищим бюджетом), то в случае с побережьем Средиземного моря такие фокусы не пройдут.
В командовании ВМС Украины для решения этой проблемы предлагают несколько вариантов. Прежде всего, есть идея присоединиться в качестве ассоциируемого члена к Конференции по обслуживанию в портах, которая осуществляет свою деятельность в рамках Организации НАТО по эксплуатации и поставкам (NAMSO). То есть – использовать возможности Альянса. Еще один вариант (он, кстати, и работает в последние годы) – отработать систему обеспечения с помощью портовых агентов компаний по предоставлении услуг в портах. При этом в ВМС заявляют, что с удовольствием работали бы с украинской компанией, которая готова предоставить весь спектр услуг по обеспечению корабля продовольствием и горючим. Работа со «своими», по мнению украинских военных моряков, позволит значительно уменьшить риски и финансовые расходы.
Сам финансовый вопрос не менее актуален. Стоит напомнить, что в прошлом году участие корвета «Тернополь» в операции оказалось под угрозой срыва уже в момент, когда корабль направился в Средиземное море для участия в «Активных усилиях». В частности, оказалось, что Минобороны Украины не выделило на операцию средств, хотя эти финансовые затраты были предусмотрены в бюджете задолго до выхода корабля. Ситуация сложилась трагикомическая: боевой корабль, начав выполнять задачи, вскоре остался бы без горючего и продовольствия, - это был бы позор на весь мир. Уже «вслед» корвету Минобороны начало судорожно искать деньги и перечислило 3,5 млн. грн., конвертировав их в валюту для того, чтобы обеспечить кораблю живучесть.
Какие проблемы придется решать военным морякам в этом году – остается гадать…
Дмитрий Тымчук