11:25 / 28.09.2010 Общество

Антология недоплат в бюджет водочного магната Павла Климца

Часть первая. Ален Делон не пьет одеколон, или как делать «паленую» водку из «парфюмерного» спирта

Если когда-нибудь исследователи водочного рынка Украны наберутся смелости подготовить полную версию истории его развития, они вряд ли найдут лучший путеводитель по событиям этого рынка, чем нынешний Закон «О ставках акцизного сбора на спирт этиловый и алкогольные напитки». В этом документе в концентрированном виде продемонстрирован весь накал страстей, кипевших на алкогольном рынке в течение  пятнадцати лет его  становления. В Законе есть все – взлеты и падения различных кланов, драматическая борьба за место под солнцем, растоптанные надежды и подарки судьбы. Украинские «мастера спирта» в многочисленных изменениях к закону действительно показывали виртуозное владение «предметом», знание диалектического материализма, а также нюх на ниши, свободные пока  от нетерпеливых рук государства, для которого акцизный сбор с алкоголя всегда был одной из важнейших статей наполнения скудного Госбюджета.

Вряд ли на изломе веков драматические перипетии спиртового законодательства могли обойти стороной и молодого донецкого водочника Павла Климца, компания которого «Олимп» с 1997 года начала набирать обороты на алкогольном рынке. Ведь то, что многие знакомые Климца под куполом Верховной Рады придумывали, ему приходилось исполнять. С другой стороны, еще на заре независимости многие представители бизнесовых структур Востока Украины сформулировали свое кредо успеха -- законы придуманы для того, чтобы их нарушать. И если ты не нарушаешь закон вместе со всеми, это становится подозрительным. Что, видимо, и определило возможные пути развития алкогольной империи Павла Климца. Одним из направлений бизнеса его корпорации стало производство парфюмерии.

Можно, конечно, предположить, что Павла Анатольевича натолкнуло на эту мысль прочтение книги Патрика Зюскинда «Парфюмер». Хотя могли быть и более близкие предметы в кругу чтения. Например, тот же закон об акцизе на водку. Во второй половине 90-х даже минимальное знание арифметики и даже людям без высшего образования позволяло сделать неожиданное открытие: акциз на спирт для парфюмерии в 15(!) раз ниже, чем на водку. И зачем, спрашивается, платить больше и заморачиваться с водочным спиртом? Ведь медицинский и парфюмерный спирты также отлично пригождались для водочного разлива. Тем более, если они были таковыми всего лишь на бумаге, а в бутылки «беленькой» заливался обычный этиловый спирт.

Как резюмировали эту ситуацию сами представители водочного рынка, в конце 90-х -- начале 2000-х около 40% спирта реализовывалось по самой низкой ставке (якобы для парфюмерии и лекарств), при этом стремительного производства лекарств и парфюмов никто в Украине так и не обнаружил. Зато экономия на уплате акцизного сбора, видимо, позволяла водочным королям снимать сливки с рынка и быстро развиваться. Ну а чтобы прикрыть истинное предназначение закупаемых «парфюмерных» спиртов, водочники ударялись в производство парфюмов. Или хотя бы обозначали, что производят одеколоны и туалетную воду. Народная молва приписывает окружению Климца такой себе небольшой цех по производству бесфутлярной парфюмерии  в розлив, в Донецке.  Видимо, этот цех устраивал его владельцев, которые счастливо пользовались законодательной льготой на закупку спирта для парфюмерии, и, вероятно, использовали спирт для «перорального» применения гражданами в виде дешевой водки. Но аппетит, как известно, приходит во время еды. Возможно, Ален Делон действительно не пьет одеколон, и где-то в начале 2000-х простенький цех в замыслах «олимпийцев» стал преобразовываться в целый завод. Ведь это ж сколько можно «паленой» водки сделать, если закупать дешевый спирт не для какого-то маленького цеха, а для целого производственного комплекса! Но, как известно, подобные решения требуют времени. Даже для того, чтобы построить завод в чистом поле и запустить на нем производство, требуется минимум несколько месяцев. Возможно, это чистая случайность, но где-то во второй половине 2002 года стройная «парфюмерная» схема дала сбой. Можно предположить -- сказалось то, что Климец в этот период еще был все-таки далек от политики в целом и от парламента в частности, и не знал всех перипетий подковерной борьбы под прозрачным куполом. Ведь пока в Донецке создавался завод «VIP Парфюм», в Киеве парламентарии готовили очередные изменения в акцизное законодательство. И в конце октября 2002 года случилось так, что из закона выпала льгота для «парфюмеров» с 1 января 2003 года. Но ведь оборудование для завода уже закуплено! Можем предположить, что открытие в самом начале 2003 года комплекса «VIP Парфюм» было не самым радостным событием для его владельцев, и, в частности, для Климца. Зачем, спрашивается, нужны эти духи, если нет льготы на спирт? Соревноваться с Шанель, что ли? Тут бы на местном рынке разобраться. Действительно, если по итогам 2001 года «олимпийцы» оценивали свою долю в 4% рынка водки, в 2002-м – уже в 13%, то 2003 год дали всего лишь скромных 12%.  

Видимо, неслучайно в 2007 году Климец так и не смог внятно ответить на вопрос журналистов о том, зачем же ему парфюмерный бизнес. В ответ на этот простой вопрос Павел Анатольевич начал рассуждать о том, что в  любом бизнесе есть синергия, что где-то она лежит на поверхности, а где-то — в глубине. «Производство туалетной воды связано с переработкой спиртов. Все, что было связано с переработкой спиртов, нас интересовало. Парфюмерия — это небольшой отросток от этого направления. Хотя я не уверен, что сегодня это направление у нас правильно и хорошо развивается. В любом холдинге есть направления, которые нужно закрыть или продать» -- оценил Климец перспективы парфюмерного подразделения корпорации «Олимп». 

Действительно – одно дело «правильно и хорошо»  (!!!) перерабатывать парфюмерные спирты со ставкой акциза в 1,5-2 грн за литр спирта, а другое дело – по 39,4 грн.  Отметим, что этот приговор собственному парфюмерному бизнесу вынес уже не просто бизнесмен Климец, а народный депутат. Наверное, после прихода в Верховную Раду Павел Анатольевич вполне мог из первоисточников уяснить, что «парфюмерная» схема производства «левой» водки из дешевого спирта вряд ли сможет возродиться в обозримом будущем. Поэтому и стал «VIP Парфюм», а заодно с ним – и дистрибуторская парфюмерная компания, непрофильными активами. В начале 2010 года брокеры выставили на продажу завод вместе с дистрибуторской компанией за $3,8 млн. (с торгом).  Так опустился занавес над  «парфюмерным периодом» компании Климца. Но ведь это – далеко не единственная схема, которой пользовались компании героя нашего повествования. Об этом – в следующих статьях цикла «Антология недоплат в бюджет водочного магната Павла Климца». Оставайтесь с нами.

ТЭГИ: