12:04 / 17.12.2008 Общество

«Отец» откатов Шлапак!?

«Скромный» замсекретаря президента «расписывает» сотни миллионов бюджетных средств и претендует на тотальный единоличный контроль госказны?!

Продолжение «биографического очерка». Начало см. здесь

«Герой» наших публикаций Александр Шлапак вполне возможно причастен к контрабанде оружия. Особенно много свидетельств о том, что Шлапак – один из организаторов чиновничьей системы выведения из под государственного контроля поступлений в бюджет по акцизу, НДС и налогу на прибыль.

от предприятий ликероводочной и табачной промышленности и торговли.  Вполне возможно, что Шлапак не мелочится и пытается если уж играть, то по-крупному. Эксперты заявляют, что дельцы теневого оборота водки и табака имеют в Украине до $1,5 млрд. в год. А Шлапаку, очевидно, нужно ни много ни мало, а полностью контролировать доходы этих дельцов. Например, посредством контроля над тиражами акцизных марок для алкоголя и табака, право производства которых Шлапак со товарищи стремятся отобрать у Минфина в пользу своих подконтрольных структур.

Столь «грандиозные планы», наверное не могли родиться в голове Шлапака «вдруг и сразу». Он шел к этому долго. По крайней мере, в том же Минфине говорят, что фамилия Шлапака «всплывала» всякий раз, как только затрагивался вопрос о госрегулировании документооборота страны и выпуска акцизных марок в частности. Еще бы за долгие годы во власти Шлапак успел, судя по всему, разобраться где «денежная тема». Ведь он всегда курировал, как не санацию банков, так тендеры на госзакупки…


Налетай, закуплю! 

Работа в Минэкономики привила Александру Шлапаку хороший вкус к государственным закупкам.  Еще бы – в бытность Шлапака министром его ведомство фактически контролировало систему закупок за бюжетные деньги. И деньги немалые – миллиарды гривен. Так что остаться равнодушным к этой сфере молодой и «перспективный» экономист, сами понимаете, ну никак не мог. Ведь вот они – живые бюджетные деньги. 

Интересные оценки деятельности Минэкономики в сфере  госзакупок дал Вячеслав Пилипенко, в 2003 году -- Главный контролер-директор департамента контроля за соблюдением законодательства по вопросам бюджета Счетной палаты Украины: «…там, где обращаются большие деньги, возможны большие проблемы. Материалы нашей проверки, проводимой в прошлом году (в бытность А.Шлапака Министром экономики – Ред.) по 22 распорядителям государственных средств, подтвердили это. Было выявлено нарушений законодательства о госзакупках на 361,3765 млн грн., причем львиная доля приходится на Минэкономики - 220,2766 млн грн. Все нарушения касаются выдачи писем-согласований на закупку у одного исполнителя (один из видов неконкурентных процедур). Только в 2002-2003 гг. стоимость закупок у одного поставщика выросла с 2,6 млрд грн. до 4 млрд. грн. С учетом того, что пятая часть разрешений на такие закупки выдается  Минэкономики с нарушениями действующего законодательства, такая динамика вряд ли способствует формированию конкурентной среды… В 2002 г. Минэкономики издало приказ №238 (за подписьмю министра А.Шлапака – Ред.), регулирующий вопросы организации контроля. Он не предусматривает проведения Министерством проверок по собственной инициативе - эта функция возлагается на другие ведомства. …. Кроме того, в вышеупомянутом приказе есть положение, согласно которому закупки стоимостью менее EUR5 тыс. не подлежат контролю. Это прямо противоречит законодательству о госзакупках, по которому стоимостной предел закупок установлен на уровне EUR2 тыс.».

А теперь давайте посчитаем: пятая часть от 4 млрд. грн. – это 800 млн., честно заплаченные налогоплательщиками в бюджет. И если даже «откатинг» составляет скромные 5%, это уже около $10 млн. Как вы думаете, в чьих карманах они осели?  А вот Александр Витальевич Шлапак точно знает,  в чьих. Но вряд ли признается…

К слову сказать, злосчастный приказ №238, о котором говорил Вячеслав Пилипенко, просуществовал без малого четыре года и был в 2006 году отменен  министром, с которым Александра Шлапака связывают  тесные деловые и даже, говорят, дружеские отношения – Арсением Яценюком. 

Деньги проходят мимо…

В сентябре 2007 года Алесандр Шлапак ностальгировал по поводу госзакупок в интервью «Зеркалу недели»: «следует разобраться в инфраструктуре тех, кто организует государственные закупки. Когда-то у Минэкономики отобрали право быть государственным органом, дающим разъяснения и отвечающим за систему госзакупок. И «рассиропили» все между теми структурами, о которых мы с вами сейчас говорим (речь шла о Кабмине, АМК и Тендерной палате – Ред.). И вышло как в старой доброй поговорке, когда у семи нянек дитя без глаза». 

Еще бы – было о чем сожалеть. Ведь пока Александр Витальевич осваивал новые карьерные ступени, сфера госзакупок разрасталась с неимоверной скоростью. Если в 2002 году это было несколько миллиардов гривен, то в 2007 году, по данным газеты «Коммерсант», сфера госзакупок превысила уже 160 млрд. грн. В 2005-2008 годах сформировалась целая так называемая «тендерная мафия», в которую входили представители практически всех политических сил, ключевых министерств и ведомств. Изменения в Закон о госзакупках вносились парламентариями «на ура». Причем депутаты, разделенные принципиальными политическими барьерами, проявляли завидное единодушие в этом вопросе. В 2005 году Президент Ющенко наложил вето на очередные изменения, и депутаты преодолели это вето 314 голосами. Во второй раз за закон  проголосовали 362 депутата  из всех фракций. Поэтому накладывать вето было бессмысленно. 

Шлапак, уже работая в Секретариате Президента, по должности был обязан критиковать существующую систему госзакупок. Чем он и занимался, регулярно рассылая «мессиджи», соответствующие позиции первого лица государства. Доставалось от Шлапака и Тендерной палате. Впрочем, критика была безобидной. Шлапак критиковал каких-то неизвестных мифических казнокрадов, но, как говорят рекламисты, «при съемках фильма ни одно животное не пострадало»: неназванные народные депутаты, естественно, остались в своих креслах, а Раиса Богатырева, в свое время возглавлявшая Тендерную палату, вообще переместилась в СНБОУ. 

Победить нельзя возглавить 

Но роль статиста на берегу чужого  и мощного финансового потока никак не подходила к имиджу амбициозного Александра Витальевича. И, видимо, в 2007 году как раз и могла состояться «смычка» тендерной мафии с заместителем главы секретариата. Ведь если мафию нельзя победить, значит, ее надо возглавить. Судя по активности Шлапака в СМИ осенью прошлого года, он достаточно четко просигнализировал участникам тендерного монстра: я – на Банковой, я интересуюсь вами, я сам стоял у истоков системы госзакупок… 

В-общем, видимо, представителям «тендерной мафии» пришлось срочно вспоминать таблицу деления, раз сигналы начали идти с улицы под таким названием.  Кстати, летом 2008 года ряд интернет-ресурсов разместили презабавнейший «слив» якобы от имени офицеров СБУ, расследовавших деятельность «тендерной мафии». Не будем углубляться в анализ этого документа и искать его заказчиков. Тем более что все фигуранты и сама СБУ в спешном порядке отмежевались от информации. Но цифра в $1 млрд. якобы «отмытых» денег вполне соответствует правилам чиновничьего «откатинга». Даже, можно сказать, весьма и весьма  умеренна. 

Ведь 1 миллиард долларов США – это, например,  всего лишь 3% от объемов госзакупок в 2007 году. Кстати,  долю Шлапака в этой феерии анонимные авторы «компромата» оценили всего лишь в $1,8 млн.- по триста тысяч «вечнозеленых рублей» в месяц за лоббирование изменений в Закон о госзакупках в аккурат с сентября 2007 года по февраль 2008 года. 

Ай-ай-ай, какой конфуз 

С этим законопроектом у Шлапака случился фактический конфуз. Фактически документом сохранялись непрозрачные схемы тендеров, и, естественно, расширялось поле для злоупотреблений. Но документ должен был получить одобрение Секретариата Президента. И он его получил. 

Вероятно, Александр Шлапак решил пойти ва-банк и сыграть в собственную игру, невзирая на авторитет «старших товарищей» из СП. И в начале февраля  Секретариат Президента направляет письмо за подписью первого заместителя руководителя Секретариата главы государства Александра Шлапака к председателю Комитета Верховной Рады по вопросам экономической политики Александру Ткаченко с рекомендацией принять законопроект о госзакупках в первом чтении при условии его последующего усовершенствования.

Нелишне будет напомнить, что  г-н Ткаченко также фигурировал в «письме офицеров» как человек, причастный к тендерам. Да, собственно, он и сам не отрицал этого факта. В сентябре 2007 года Ткаченко так оценивал свои «тендерные» кондиции: «Я пока не очень большой специалист во всех этих вопросах, но поскольку так уж сложилось, что меня два месяца назад избрали почетным президентом Тендерной палаты Украины, начал в дело вникать. Хоть и до этого, год работая председателем наблюдательного совета Тендерной палаты, тоже в той или иной степени этим вопросом занимался».

В-общем, один неслучайный человек – Шлапак, написал письмо по делу другому неслучайному человеку - Ткаченко. И, о чудо - 12 февраля парламент, разблокированный на несколько часов фракциями ПР и КПУ, принял законопроект №1476-д  в первом чтении.  «За» проголосовали 282 народных депутата: от БЮТ - 135 голосов, от Партии регионов – 120, и от КПУ - 27. Поразительное парламентское единение за 160 млрд. грн! 

Но – старшие товарищи на то и старшие, чтобы «направлять и руководить» молодыми и перспективными. Видимо, Александр Шлапак своей инициативой спутал какие-то карты Виктора Балоги, и тот отозвал рекомендательное письмо, которое, по словам Балоги, не было согласовано с главой государства и не представляло официальную позицию Секретариата.

Шлапаку не осталось ничего другого как некрасиво оправдываться в СМИ. В искупление грехов он стал «клеймить позором» так неудачно одобренный им же законопроект. Но, как бы там ни было, а деньги в таких случаях принято возвращать… И возможно, февральский окрик со стороны непосредственного шефа запомнился Шлапаку настолько, что он решил занять место шефа. «Багнет» уже писал о том, что на сайте Президента появился текст Указа №1161 от 15 декабря, которым глава государства изменил схему распределения обязанностей между руководством СП. Поговаривают, что обязанностей у Шлапака станет больше. Намного. А у Балоги - станет меньше. Тоже – намного. Оставайтесь с нами. Мы продолжим исследовать деятельность «молодых и перспективных» спецов Шлапака и Балоги.