В музее Булгакова проходит выставка «Мастер и Маргарита»
Выставлены бесценные экспонаты, например, листочек с надписью «Раз в году дополнительно разыгрывается 100 000 рублей» - это анонс трехпроцентного займа, о котором идет речь в романе
В Литературно-мемориальном музее Михаила Булгакова на Андреевском спуске,13 проходит выставка «Мастер и Маргарита», посвященная одному из самых известных романов ХХ века. Это не просто закатный роман писателя, это один из сложнейших романов-мифов. Он бесконечно интерпретируется, потому что миф имеет такое свойство, как распахнутость, открытость, создаваемая видимость незавершенности. Структура романа-мифа делает его распахнутым во времени и пространстве (недаром он переведен на такое количество иностранных языков). Эта открытость романа, поставившая его в один ряд с творениями Гете, Джойса, Манна, Маркеса. О романе «Мастер и Маргарита» пишут статьи и книги, снимают фильмы, сочиняют музыку. Выставка является одной из интерпретаций романа, в которой задействованы музыка, книги, пространство и экспонаты.
В 1939 году, за полгода до смерти, Булгаков пишет киевскому другу скрипачу Александру Гдешинскому: «Я все время приковываюсь к воспоминаниям, и был бы благодарен, если бы ты помог мне кое в чем разобраться. Дело касается главным образом музыки и книг». Выставка начинается с музыки - с белого рояля, который в свое время получил золотую медаль в Париже, на нем играл знаменитый Равель. Рояль открыт, на нем - мемориальные ноты Вагнера с владельческим автографом Булгакова.
Второй зал напоен темой книги, а библиотека за прозрачной дверью выглядит, как рай библиофила. На светлых полках до потолка - произведения Булгакова на разных языках мира, биографии, комментарии, а также русская и мировая классика, на которой он вырос. Печатная машинка и московский телефонный справочник 1930 г. с упоминанием писателя и драматурга Булгакова, который примечателен тем, что по номеру, указанному здесь, в квартиру Булгакова звонил Сталин.
В центре зала - инсталляция Бадри Губианури, посвященная Михаилу Булгакову. Живая мысль художника одухотворила письменный стол - кажется, он дышит.
Удивительные экспонаты наполняют три окна булгаковского мира. Первое рассказывает о вхождении Булгакова в литературу в начале 20-х годов в Москве. Среди оригиналов всех прижизненных произведений его первого литературного десятилетия - редкий альманах «Возрождение», в котором вышли «Записки на манжетах». Здесь же «Дьяволиада», маленькие юмористические произведения из серии «Смехач», «Роковые яйца», изданные в Польше, и рассказы, которые впоследствии будут собраны в «Записки юного врача».
Второе окно - его театральное десятилетие. Вряд ли все читатели знают, что при жизни Булгаков был известен только как драматург и автор одной пьесы «Дни Турбиных». По изданиям той поры можно проследить всю историю «Дней Турбиных» во МХАТе и невыносимые обстоятельства постоянной травли. И лишь одна фотография в положительном контексте - Булгаков среди авторов МХАТа в журнале, выпущенном к юбилею театра.
Третье окошко ближе всего к «Мастеру и Маргарите». Есть листочек с надписью «Раз в году дополнительно разыгрывается 100 000 рублей» - это анонс трехпроцентного займа, о котором идет речь в романе, та самая возможность Мастера выиграть деньги. Займ раздавался в музеях, а Мастер в предыдущей своей жизни работал в музее…
Анна Полегенько