10:05 / 07.09.2010 Общество

Андрей Клюев: Мы подписали документ о $2,5 млрд инвестиций из Китая

Первый вице-премьер-министр Украины Андрей Клюев рассказал «Багнету» о результатах деловых переговоров в Китае

Визит украинской делегации в Китай завершился 5 сентября.

«Лично я с китайской стороны встречался с вице-премьер-министром Китая, который курирует практически те же самые вопросы, которые курирую я», - рассказывает первый вице-премьер-министр Андрей Клюев о своей работе во время государственного визита в КНР.

По его словам, правительство Украины подписало много  соглашений по китайскому финансированию в Украину. «Мы уже подписали документы об инвестициях на 2,5 миллиарда долларов, плюс еще дорабатываем документ о 1,5 миллиардов долларов. То есть, фактически будет 4 миллиарда», - сообщил Андрей Клюев. По его словам, украинские бизнесмены, которые с украинской стороны участвовали в деловых переговорах со своими китайскими коллегами, «конкретных соглашений еще не заключили, но уже договорились об очень многом».

Также первый вице-премьер-министр Украины Андрей Клюев говорит, что сейчас правительство ведет переговоры с КНР об увеличении квот на поставки украинской металлургической и химической продукции. «Китай увеличивает собственный объем производства, и в связи с тем, что раньше наша металлургическая промышленность экспортировала огромное количество металла в Китай, то сейчас они сами фактически начинают заполнять свой внутренний китайский рынок собственным металлопрокатом. Конечно, вытесняя при этом нашу продукцию. Поэтому мы фактически договариваемся за украинских химиков, металлургов, чтобы мы заключали прямые контракты и увеличивали квоты на поставки», - сказал Андрей Клюев «Багнету».

В тоже время, украинские эксперты очень позитивно оценивают попытки правительства договорится с китайцами об увеличении квот на поставки украинской металлургической продукции, но не верят, что китайская сторона пойдет на уступки. Так, генеральный директор Бюро по экономическим и социальным технологиям Валерий Гладкий говорит «Багнету»: «Если правительству удастся уговорить Китай увеличить количество квот на поставку металла, химии, то это будет для наших производителей очень хорошо. Только сделать это практически нереально, потому что Китай – крупнейший производитель металла в мире. Не верю я в возможность увеличить эти квоты».

Валерий Гладкий вспоминает, что Украина много металла экспортировала в Китай в период, когда там шла модернизация производства: «Была подготовка к олимпиаде и Китай в контексте ее проведения предпринимал усилия по сокращению выбросов в атмосферу, плюс там был растущий спрос на металлопрокат для строительства объектов. Сейчас ситуация изменилась и Китай нынче не испытывает дефицита в металлоконструкциях. Наоборот, он сам наращивает производство металла, который производится на более современных предприятиях по сравнению с украинскими. И этот металл более конкурентоспособный. За 2010 год Украина скатилась с восьмого на девятое место по производству стали в мире – потому что Бразилия нарастила производство, где предприятия тоже оказались более конкурентоспособными».

Гладкий резюмирует, что «Украина постепенно, медленно теряет внешние рынки сбыта металла. Те же бразильцы вырвались вперед за счет того, что больше денег инвестировали в модернизацию производства, больше его оснащали и сделали более эффективным, снизив таким образом себестоимость, которая на сегодня у них стала меньше. А те, кто сидит в правительстве, сейчас активно занимается продвижением на внешние и внутренние рынки своей продукции. Советую им увеличивать инвестиции в модернизацию производства, снижать энергоемкости и увеличивать добавленную стоимость».

Эксперт Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь тоже не считает, что правительству удастся как-то серьезно увеличить количество поставок металлургической и химической продукции в Китай по результатам визита. «Как были, так и останутся нашими основными торговыми партнерами Ближний Восток, Северная Африка, ЕС и Россия. Я не ожидаю каких-то серьезных поставок, как, например, были в этом году ранее, когда спотовые цены на металл были существенно ниже долговременных контрактов и было просто временно выгодно покупать в Украине металл. Не ожидаю серьезного усиления позиций Украины в Китае в результате этого визита», - говорит Александр Жолудь.

Он вспоминает, как Китай отвоевал у Украины рынки для своей металлургической продукции в 2005-2006 годах: «Нас тогда вытеснили с рынка Юго-восточной Азии и сейчас экспорт намного меньший. 2004 год был пиком нашего производства по металлам. При этом наш товар не является чем-то уникальным – что мы возьмем аммиачные удобрения, что металл, так они такие же, как и другие. К сожалению, не более качественные. А у китайских металлургов даже большее разнообразие металла. У нас достаточно низкокачественная сталь, чугун, в то время как Китай имеет в своем ассортименте кроме аналогичной продукции более высококачественные стали. А закупают китайцы у наших металлургов чаще тогда, когда это им выгодно по цене. Единственное, на чем мы могли бы конкурировать – это цена».

Эксперт говорит, что поставки по всем направлениям всегда ситуативные: «Мы в такой ситуации, что когда открылся какой-то один рынок – мы пошли и его закрыли, появился другой – тоже самое. Нет такого, чтобы мы вот решили: «Ага, надо теперь в Малайзию гнать металл», и кинулись именно туда». При этом Александр Жолудь не ожидает и существенного роста цен на металлы и химию, которое наблюдались в двухтысячные годы: «Сверхприбылей для украинских металлургических компаний в ближайшие годы не будет. Возможен рост в более глубоком переделе – например, на трубы или металлический лист.

Спрос на металл мы могли бы поддержать, например, через общие проекты по развитию нашей инфраструктуры с Китаем, когда, например, китайцы инвестируют в строительство в Украине, закупая при этом наш металл. Но у нас и раньше все строилось, и без китайцев – и каждый проект не съедает столько металла, чтобы повышалось в Украине производство металла. Может, какой-то отдельный проект сможет у отдельного предприятия временно повысить закупку – но это временно и не настолько существенно, чтобы поменять всю картину. Металлом на внутреннем рынке Украины пользуются две отрасли: машиностроение и строительство. Даже 2007-2008 годы показали, что внутреннее потребление может покрыть только 20% от нашего производства. Даже если быть оптимистами и предположить увеличение вдвое, то все равно большую часть мы будем экспортировать. Внутренний рынок Украины достаточно маленький и он не сможет покрыть внешние поставки», - сказал Александр Жолудь.

Впрочем, эксперт акцентирует на том, что «в любом случае, в ближайшие годы у украинских металлургов и химиков будут достаточные прибыли, чтобы не «пойти по миру».

Елена Дудко

 

 

ТЭГИ: