Бродский «централизует» прибыль от взяток чиновникам
Очередная законодательная инициатива главы Госкомпредпринимательства при ближайшем рассмотрении смахивает на показуху, чреватую еще большим ростом коррупции.
Президент Янукович подписал разработанный ведомством Михаила Бродского и одобренный ВР закон, согласно которому при каждом министерстве будет только один контролирующий орган. Проще говоря – Михаил Юрьевич инициировал полезную на первый взгляд реформу, благодаря которой (в идеале) станет легче дышать украинским предпринимателям, а народу в целом – нужно будет содержать меньшую армию дармоедов-чиновников. Но ведь если, как говорил герой одной известной комедии, посмотреть на вещи «ширше», то становится очевидно – пользы от таких перемен будет с гулькин нос. Хотя – смотря кому! Видимо, глава Госкомпредпринимательства продолжает готовить почву для дальнейшего обогащения себя и своих теневых партнеров, чьи интересы он продолжает разными способами лоббировать.
Итак, очередные законотворческие инициативы Бродского базируются на идее «сокращенчества». Само по себе сокращение любых полномочий государства в части регуляторного воздействия на бизнес – уже хорошо. Плохо, когда к сокращению чего-либо подходят исключительно непрофессионально, как это делает господин Бродский. Вот взять хотя бы его тезис о сокращении видов предпринимательской деятельности – сама по себе идея здравая. Но огульно сформировав список видов деятельности, которые по логике Госкомпредпринимательства, не должны лицензироваться, Бродский выхолостил не только здравый смысл, но и элементарную логику. Например, если идея Бродского с сокращением лицензирования воплотится в жизнь, то не нужно будет лицензировать деятельность по добыче полезных ископаемых, не нужна будет лицензия и для развертывания высокотехнологичных наукоемких производств, в частности, по выпуску голографических защитных документов (ГЗЭ). Это же бред!
Судите сами. Сколько компаний в Украине, которые претендуют на добычу полезных ископаемых? Сейчас, когда есть лицензирование и есть лицензионные условия, которые вынуждены соблюдать игроки рынка, на бизнес по добыче ископаемых претендуют десяток-другой фирм. И это понятно: бизнес высокозатратный, требующий массу людских, научных, производственных и пр. ресурсов. Условно говоря, при существовании лицензирования, какой-нибудь бригаде землекопов вряд ли придет в голову претендовать на разработку кварцевых или каких-либо других шахт. А теперь отменяем лицензирование, регистрируем юрлицо, нанимаем на работу двух землекопов и начинаем участвовать в тендере на разработку донецкого угольного бассейна. Ну, правда, зачем нам дорогущее оборудование, квалифицированный персонал и т.д. – лицензий то нет, и нет лицензионных условий! И вот уже мы, с двумя землекопами и с другом-министром, упростившим нам жизнь и бизнес, выигрываем тендер и заполучаем право копать по всему Донецку! Впрочем, копать и добывать что-либо мы на самом деле и не собирались. Устранив лицензионные условия, мы просто-напросто с использованием своего админресурса добежали до «копален», навернули свой накрут, а субподрядчиком по своему проекту сделаем какую-нибудь поистине мощную фирму со всем требуемым оборудованием, персоналом и т.д. Короче, на рынке как было, так и останется десяток- другой реальных игроков по добыче полезных ископаемых, просто к каждому из них под эгидой упрощенчества повесят на шею десяток-другой «вольных землекопов», имеющих связи во власти. Ну и кого облагодетельствует таким «упрощенчеством» Бродский? Миллионам мелких предпринимателей легче не станет, а вот десяток-другой мелких лавочников, имеющих родственников в верхах, в момент воспрянут из «грязи да в князи» - это вчера они шнурки продавали, а сегодня будут распоряжаться полезными ископаемыми!
То же самое и с производством ГЗЭ. Этот бизнес завязан на науку, на высокие технологии, на мировые стандарты безопасности (взять хотя бы требования мировых платежных систем по защите ГЗЭ банковских карт – Авт.), на унификацию государственных документов всего мирового сообщества (вспомним, хотя бы требования ЕС по внедрению электронных биометрических паспортов, единый европейский бланк водительского удостоверения и т.д.). В Украине, при существовании лицензионного порога участия в этом бизнесе, существовало ну 2, ну 3, максимум – 5 компаний, которые боролись за право обладания профильной лицензией. Кому это мешало? Ну кому, в масштабах страны, где есть миллионы предпринимателей, мешало то, что 2-5 компаний «бодаются» за столь узкоспециальную лицензию? Да никому! За исключением Бродского! Теперь берем и отменяем лицензирование данного вида деятельности. И вот уже, условно говоря, в каждом государственном ведомстве отыщется некий «писарь», который будет претендовать на создание своей компании, штампующей бланки с ГЗЭ сугубо для нужд своего ведомства. У министерства спорта свой «писарь» с правом шлепать ГЗЭ из конфетной обертки из фольги, у МВД – свой, короче, сколько ведомств, столько и «писарей- внедренцев» самых правильных бумаг. На что это похоже? Хуторянство. Хотя, конечно, каждый отдельный «писарь» станет «царем». А миллионы предпринимателей, вместо приобретения одного-двух общегосударственных патентов, станут покупать десятки, а то и сотни разрешений и бумаг – ведь в каждом ведомстве свой «писарь»! Вот и получается, что «упрощенчество» Бродского ведет к всеобщей напряженности и увеличению фискальной роли госорганов.
Но сейчас, как говорится, не об этом. Вернемся к закону о сокращении количества контролирующих органов. Как сообщается на официальном сайте Госкомпредпринимательства, существование огромного количества «контролеров» способствовало буйному расцвету коррупции. Так куда же теперь будут нести взятки? Видимо, в тот самый единый орган, который останется после инициированного Бродским «купирования». Конечно, так проще контролировать поступления бабла, да и не расщепляется денежная река на ненужные ручейки. Для сравнения: если ранее при Минтрансе было пять контролирующих органов, а в Минагрополитики – целых девять, то теперь останется по одному.
Куда пойдет толпище вчерашних работников упраздненных органов, как не в другие, тоже государственные, структуры? Ведь вряд ли люди, работавшие в сфере пресловутого «контроля», смогут кардинально сменить род деятельности, распрощаться с государственной службой и возможностью «доить» людей посредством взяток. К тому же, уволенным работникам органов придется выплатить огромные суммы компенсаций, как предусмотрено при сокращении. К тому же – никто не говорит о размере штата этого самого «единого контролирующего» органа при каждом отдельно взятом министерстве или ведомстве. Ведь не исключено, что все пять (десять, пятнадцать) органов попросту объединят в один, а его штат элементарно увеличится в нужное количество раз? Известный закон бюрократии: всякое сокращение количества управляющих/контролирующих органов приводит к увеличению штатов сотрудников оставшихся органов…
В связи со всем этим возникает вопрос: а не логичнее было бы не «рубить» контролирующие хозяйственную деятельность органы, а преобразовать их во вспомогательные, способствующие развитию предпринимательства структуры?
Выходит, что и эта инициатива Госкомпредпринимательства – пустота в многообещающей обертке. Ведь матерые коррупционеры легко держат нос по ветру, а предпринимателям резкие перемены обычно пережить нелегко.
И последнее – посмотрите новую структуру Минагрополитики. Там добавилось около 75 новых служащих. Не напоминают ли законодательные инициативы Бродского борьбу с ветряными мельницами и игру на публику?