Россия не поддержит Юлию Тимошенко в афере с газом RosUkrEnergo
На днях в украинских СМИ появилось интересное письмо заместителя председателя правления ОАО «Газпром» Валерия Голубева председателю правления «Нефтегаза Украины» Олегу Дубине
На днях в украинских СМИ появилось интересное историческое письмо заместителя председателя правления ОАО «Газпром» Валерия Голубева председателю правления «Нефтегаза Украины» Олегу Дубине, сообщают Власти.нет. В документе от 15 сентября 2009 г. российская компания предостерегает «Нефтегаз» от попыток втянуть ее в судебные разбирательства со швейцарской фирмой RosUkrEnergo. Российская сторона просила украинскую «не строить свою защиту с третьими компаниями на вовлечении в такие споры «Газпрома», а тем более — на ложных заявлениях в адрес как самого «Газпрома», так и его руководства».
На первый взгляд, документ свидетельствует о том, что Кремль поступил непорядочно по отношению к своим украинским партнерам. Ведь в начале 2009 г. «сделка» с таможенным оформлением 11 млрд куб. м газа RosUkrEnergo на «Нефтегаз Украины» проходила с активным участием российской компании.
Как сообщал в марте 2009 г тогда первый заместитель председатель СБУ Валерий Хорошковский, украинский и российский газовые монополисты в период между 21 января и 5 февраля 2009 г несколько раз перечисляли друг другу 1,7 млрд. долл., в том числе за газ, «которого не существовало в хранилищах». Этот газ был продан в 2006-2008 годах «Газпромом» компании RosUkrEnergo и находился в режиме транзита, изменить который можно было только по решению собственника.
По сути «Нефтегаз» реализовал «Газпрому» «экспроприированный» у RosUkrEnergo газ, а затем выкупил его обратно, что и позволило таможне записать этот ресурс на украинскую компанию. Разумеется, «Газпром» если не знал, то прекрасно догадывался, во что его втягивают. Тогда почему же российская компания, являющаяся соучредителем RosUkrEnergo, не поддержала «Нефтегаз» в суде?
Пояснение этому можно найти в интервью премьер-министра Николая Азарова телекомпании «Эра». По словам руководителя правительства, документы по покупке газа RosUkrEnergo составлены так, что вся ответственность за операцию ложится исключительно на «Нефтегаз Украины». «Я вообще не понимаю, как такой документ мог появиться», — недоумевал Николай Янович.
Вероятно, Юлия Тимошенко, будучи премьер-министром Украины, в начале 2009 г убедила своего российского коллегу Владимира Путина «под личную ответственность» помочь ей получить газ RosUkrEnergo. Юлия Владимировна видела себя президентом страны, поэтому была уверена, что такие махинации ей сойдут с рук. Почему пошла на эту авантюру Россия — не понятно. Возможно, свою роль сыграл газовый кризис. Не исключено, что предложение главы украинского правительства входило в пакет по его урегулированию.
Как бы там ни было, уже в сентябре 2009 г, судя по письму А.Голубева, «Газпром» пожалел, что поверил украинскому руководству. Получилось, что, несмотря на все заверения, Украина пытается обосновать свои противоправные действия по отношению к RosUkrEnergo договоренностями с «Газпромом». При этом с российской стороной даже не посоветовались: свои пояснения в Стокгольмский арбитраж с упоминанием «Газпрома» «Нефтегаз» подал 28 августа, а «Газпром» узнал о них случайно в сентябре.
Заявления о том, что «Нефтегаз Украины» проиграл суд в Стокгольме только из-за позиции «Газпрома» ошибочны. Чтобы убедиться в этом, достаточно поднять выводы полуторагодичной давности временной следственной комиссии парламента, анализировавшей вопросы поставок газа Украине в 2008-2009 гг. «Нафтогаз Украины» не предоставил никаких документов, которые бы подтверждали приобретения им 11 млрд. куб. м газа, который находился на конец 2008 года в подземных хранилищах Украины и принадлежал RosUkrEnergo AG, — сказано в отчете, обнародованном в марте 2009 г.
Комиссия проанализировала д оговор уступки между ОАО «Газпром», ООО «Газпром экспорт» и НАК «Нефте газ Украины», датированный 20 января 2009 г., согласно которому российские компании у ступают в пользу украинского предприятия принадлежащие им требования о взыскании с RosUkrEnergo AG 1, 7 млрд долл задолженности.
«Договор уступки не содержит ни одной ссылки на то, что «Нефтегаз Украины» приобретает на его основании права собственности на природный газ в объеме 11 млрд. куб. м. газа, принадлежащий RosUkrEnergo, и вообще не может содержать такой ссылки, так как RosUkrEnergo не является стороной этого договора», — подчеркивается в документе.
Временная с ледственная комиссия установила, что существует соглашение о продаже природного газа RosUkrEnergo компании «Газпром». Но оно подписано представителем только одного акционера швейцарского трейдера, а не двух, как требуют уставные документы, поэтому не имеет силы. Так что судьям в Стокгольме практически не надо было и углубляться в материалы дела. Всю работу за них фактически выполнили украинские народные депутаты.
Кстати, если соглашения по покупке 11 млрд куб м газа RosUkrEnergo были оформлены с нарушениями, то к контрактам «Нефтегаза» с «Газпромом» на поставку газа Украине и его транзит не подкопаешься. В итоге страна получила одни из самых высоких цен на энергоносители и сохранила для России одну из самых низких в Европе транзитных ставок. К тому же на украинский рынок допустили стопроцентную дочку российского монополиста — «Газпромсбыт Украина».
Многие эксперты недоумевают, почему Ю.Тимошенко согласилась установить базовую цену в контракте на поставку газа в 450 долл. з а 1000 куб. м, хотя «Газпром» был готов продавать газ Украине по 250 долл. При этом директивы на переговоры премьер подписала себе сама. Не могло же быть, что Юлия Владимировна предусмотрела в высокой цене газа для Украины «свой интерес»? Хотя в таком случае она могла бы рассчитывать на безбедное существование на весь срок действия газового контракта, т.е. до 2019 г.
Самое удивительное, что прошлое правительство так и не ответило за свои «ошибки». Но вряд ли бывшим чиновникам стоит надеяться, что о них забыли. Народный депутат Инна Богословская, которая в 2009 г руководила парламентской комиссией по вопросам поставок газа, 7 июля заявила в Верховной Раде, что «настаивает на расследовании уголовных дел по факту совершения преступления против собственности на государственном уровне». Она считает, что эти дела должны «находиться в зоне особого внимания правоохранительных органов и главы государства, и виновные не избе гут ответственности».
«Сегодня мы должны понимать, что дело Стокгольмского суда — это не дело отдельных частных лиц или государства, это вопрос выполнения Конституции в Украине по защите частной собственности наравне с государственной», — считает Богословская. «Пока в Украине преступники самого высокого ранга не сядут на скамью подсудимых, у нас никогда не будет порядка. Все, кто виноват, по суду должны быть наказаны, и только тогда люди почувствуют свою защиту в собственной стране», — заявила Инна Германовна. К ее словам добавить нечего.