08:47 / 12.07.2010 Общество

В Украине спокойно не умрешь

Государство в 2009 году не выделило ни копейки на развитие отделений помощи для умирающих пациентов, обрекая людей на мучения дома

Пациенты, которым врачи отмерили не больше 6 месяцев жизни, должны получать от государства полноценный уход и эффективные лекарства, как на дому так и в специальных отделениях паллиативной помощи. Однако таких учреждений и хосписов в Украине не больше двух десятков. Для того, чтобы человек при смерти получил адекватную стационарную помощь, нужно около 150 хосписов по всей стране. Сейчас же приходится людям умирать у себя дома, ожидая в многодневной очереди обезболивающих. Чтобы вырваться из бесконечного круга боли и страданий, 60% больных, не получающих вовремя опийных анальгетиков, пытаются покончить жизнь самоубийством.

В Украине нормального отношения к себе человек с трудом добивается на протяжении всей жизни, особенно тяжело становится в ее конце. Доцент кафедры паллиативной и хосписной медицины Национальной медицинской академии последипломного образования имени Шупика Анатолий Царенко утверждает, что умирать украинцам приходится зачастую в муках и при адских болях.

- Исходя из мировой практики, в паллиативной помощи (уходе, который повышает качество жизни пациента, а именно пациенту снимают боль и за ним присматривают квалифицированный медицинский персонал, социальные работники, психологи) и на дому, и в стационарах ежегодно нуждаются 60% умерших людей, - рассказывает эксперт. – По нашим расчетам, в таких услугах нуждается 480 тысяч украинцев каждый год. Кстати, наше государство включило паллиативную помощь в десятку приоритетов в медицине. Но у нас, как всегда, все делается только на бумаге. Например, в 2009 году мы запросили на закупку специального оборудования и ремонт помещений для отделений паллиативной помощи 400-500 тысяч гривен. Но министерство экономики «развернуло» наш проект. Аргумент - средства предусмотрены в национальной программе «Онкология». Да, в этой программе есть небольшой пункт о развитии хосписов. Но на него за эти годы не было выделено ни копейки. При этом мы называем себя гуманной державой, в которой каждый человек может умереть достойно…

Директор программ Всеукраинской ассоциации паллиативной помощи Александр Вольф сообщил, что на начало 2010 года при МОЗ Украины действует 5 стационарных хосписов и 13 паллиативных отделений, в которых есть 521 место. Еще 3 хосписа содержат благотворительные организации совместно с местными управлениями здравоохранения (65 коек). В семи центрах профилактики и борьбы с ВИЧ/СПИД также «открыты» 50 хосписных коек. Но это капля в море.

- Всемирная организация здравоохранения рекомендует такой стандарт - 6-7 хосписных коек на 100 000 населения, - рассказывает Анатолий Царенко. - Исходя из этого, Украина нуждается в 4 000 койках. Оптимально в одном таком учреждении могут принимать 25-30 пациентов. Поэтому в нашей стране нужно открыть 120-150 стационарных хосписов.

Кстати, сейчас специалисты МОЗ заканчивают разрабатывать стандарты о том, какими должны быть отделения паллиативной помощи, требования к персоналу и услугам, которые предоставляются в таких местах. Если стационары будут отвечать этим меркам, то только тогда они будут получать лицензию на предоставление помощи умирающим людям. 

Бизнес «фильтрует» смерть

Но не каждый человек, особенно в конце жизни, согласится умирать вне дома, в больничных палатах. Президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Виктор Сердюк считает, что домашнюю атмосферу в хосписе создать очень трудно. Поэтому массового исхода в хосписы не стоит ждать даже при их наличии.

- Человек хочет оставаться дома, но при этом не желает страдать и создавать дополнительные проблемы своим родственникам, - заверяет он. - Поэтому можно обустроить мини-хоспис на дому – такому больному нужна специальная кровать, матрас, который препятствует образованию пролежней, обезболивающие препараты. После эти предметы, например, кровать, можно будет передавать другому человеку.

К сожалению, онкобольные на дому просто изнемогают от адской боли. Напомним, «Багнет» уже писал о том, что министр здравоохранения Зиновий Мытник подтвердил плохое обеспечение украинцев обезболивающими препаратами. Кстати, около 60% людей, которые не получают нормальных опийных анальгетиков, делают попытки самоубийства.

- Несколько лет назад одна бабушка в Киеве с онкологическим заболеванием хотела покончить с собой из-за страшных болей, - рассказывает Виктор Сердюк. - Для этого она открутила вентиль с газом в своей квартире. Это могло привести к большим человеческим жертвам.

В подобных случаях могли бы оказывать помощь мобильные бригады, как это устроено в США. Но в наших реалиях такого добиться нелегко.

- На Западе есть возможность умирать дома, когда больному выделяется отдельная комната в большом особняке. А как обустроить нормальную помощь на дому умирающему в двухкомнатной хрущевке, в которой живут несколько поколений? –спрашивает Анатолий Царенко.

Также требования к таким бригадам высоки. В ее состав должен входить врач паллиативной помощи, который сотрудничает вместе с семейным или участковым врачом, ведущим пациента. Также там должны работать медсестры, психолог, социальный работник, священник. В Украине таких бригад практически нет.

Хотя некоторые попытки наладить скорую паллиативную помощь с привлечением частных клиник уже появилась. Например, в Киеве Первый частный хоспис оказывает подобные услуги на дому. К пациенту выезжает доктор, который осматривает больного человека и определяет, что нужно делать для облегчения состояния умирающего. Потом ежедневно к нему приходит медсестра, которая находится возле пациента на протяжении дня - с 9 утра до 6 вечера. Стоят такие услуги в зависимости от тяжести состояния человека. Нижняя цена за подобную работу за день – от 250 гривен.

В тоже время в Печерском районе, оказывается помощь на дому, одиноким нуждающимся - бесплатно! За счет правильной организации социальных и медицинских служб в районе.

Частные хосписы не столь популярны в мире. По словам президента Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов, например, в Польше из 300 организаций, которые предоставляют паллиативную помощь, только 2 – частные.

В Украине приватные клиники также не спешат открывать подобные отделения. Президент медицинской клиники «Борис» Михаил Радуцкий рассказал, что в его заведении он не пытается совместить несовместимое.

- Для организации хосписа по всем мировым стандартам нужно здание в тихом уголке мегаполиса, специальное оборудование и персонал, получивший подготовку именно по этому профилю, - говорит г-н Радуцкий. – К тому же, цели нашей клиники – другие. Мы хотим, в первую очередь, вылечить людей, чтобы они стали здоровыми. Хоспис, увы, не то место, откуда пациенты выходят и продолжают дальше полноценно жить.

Кстати, в США около 30% хосписов – частные. Но подход там совершенно иной – в этих учреждениях оказывают помощь не только онкобольным, но и людям, находящимся в коме, с тяжелыми неврологическими заболеваниями. Но даже в таких случаях на хосписах зарабатывать довольно сложно. Поэтому частные инвестиции в такие заведения - редкость.

Кстати, для украинских специалистов очень интересен опыт Венгрии, Польши и Словакии.

- Там действует «закон об 1%», - рассказывает Анатолий Царенко. - Каждый гражданин страны имеет право со своего годового налога адресно направить 1 % от этой суммы на какую-то социальную программу, например, на хосписы. Мы также хотим внести на рассмотрение в наш парламент подобный законопроект.

Умираем, как в Европе

Как устроен и «живет» хоспис корреспондент «Багнета» увидел в отделении паллиативной медицины Киевской онкологической городской больницы. По словам его заведующего Алексея Калачева, через это отделение проходит ежегодно проходит 10% умерших от рака больных в Киеве. Всего в столице от злокачественых опухолей каждый год умирает 5 000 человек.

- В Киеве действует 3 отделения, которые оказывают паллиативную помощь – отделение паллиативной медицины Киевской городской онкологической медицины, рассчитанное на 25 коек, отделение паллиативной помощи городской клинической больницы №2 (25 коек), отделение хосписа 10 клинической больницы (на 70 коек). Наш хоспис «отвечает» за Святошинский район, но мы не отказываем и людям из других районов города. В любом случае, в каждом районе Киева нужны небольшие отделения на 20-25, максимум 30 коек. Но мы нуждаемся не только в стационарах, но и в стационарах с патронажной службой, специалисты которой могут проконсультировать родственников как ухаживать за больным.

Наше общение с врачом прерывается постоянным консультированием родственников пациентов и решением возникающих вопросов с персоналом о лечении больных.

- Сейчас у нас все места заняты, - рассказывает Алексей Калачев во время нашей экскурсии по зимнему саду хосписа. – Но, слава Богу, на сегодня у нас нет детей в отделении. Мы не выделяем специальную палату для малышей с онкологическими заболеваниями в хосписе. Каждую комнату мы можем переоборудовать под маленьких пациентов – у нас есть столики для кормления, детские кроватки. Но это всегда тяжело, как для персонала, так и для родственников больного малыша, когда у нас есть такой ребенок. Например, лично я не считаю целесообразным открывать отдельные хосписы для детей. Самим родителям очень тяжело прийти в такое отделение, в котором уже не будут лечить первичное заболевание у ребенка. Родители всегда до последнего борются за жизнь своих детей.

Если в столице не все хорошо с паллиативной помощью, то в селах зачастую люди оказываются один-на-один с болезнью. Заведующий отделением Института паллиативной и хосписной медицины Анатолий Царенко надеется, что в скором будущем эта ситуация изменится. В ходе реформ в здравоохранении больницы в сельской местности, которые не пройдут аттестацию по загруженности по хирургическим операциям, родам, собираются переделать в госпитали медико-социальной помощи. Эксперт думает, что в таких медицинских учреждениях можно наладить помощь умирающим людям. Но если средства на переоборудование больниц будут выделять так же, как и сейчас – ноль гривен ноль копеек, - то умирать люди и дальше будут продолжать в муках. 

Ирина Лопатина