15:05 / 28.07.2008 Общество

Сенсация: Стретович и Соболев на службе у контрабандистов?!

Сенсационное разоблачение. Найдены политики, обеспечивающие крышу контрабандистам в Украине!?

В распоряжении редакции «Багнета» оказались документы, которые проливают свет на связь между контрабандистами, известными политиками и некоторыми высокими чиновниками. Еще в начале июня 2008 г. скандальноизвестное госпредприятие «Укрэлекон» обратилось к народному депутату Владимиру Стретовичу со «слезным» письмом.

Письмо вышло длинным – на 2 страницы, но суть укладывается всего в две строки: учредители сомнительной госструктуры «Укрэлекон» (а среди таковых числятся Минфин, Минэкономики, ГНАУ) задумались о целесообразности дальнейшего существования предприятия и подумывают о его закрытии. И вот, директор этого предприятия – некий малоизвестный широкой публике Николай Коваленко – просит Стретовича «заступиться» и не дать «закрыть» такое важное (с точки зрения Коваленко, теряющего должность – Авт.) предприятие. Ну, а повод к продолжению деятельности «Укрэлекона», Коваленко ищет в «противодействии» мнимой монополизации рынка голографических элементов, которые используются для защиты документов строгой отчетности (ДСО). Тут уж Коваленко постарался – все представлено так, как звучит в известной пословице – что называется, «нагрузил» с больной головы на здоровую.

Якобы, правительство заинтересовано в сохранении «теневых» рынков в Украине и оказывает противодействие программе борьбы с контрабандой. Этот посыл «укрэлеконовского начальника» и вовсе звучит, как анекдот.

Рыло в пуху

СМИ, и в частности «Багнет», уже неоднократно публиковали журналистские расследования о том, чем на самом деле «пахнет» деятельность госпредприятия «Укрэлекон».

Предприятие было неоднократно замешано в историях с контрабандой оборудования и этих самых голографических элементов. Перечень нарушений достаточно длинный, и «Багнет» о них много писал. Поэтому напомним лишь об основных из них. Деятельность «Укрэлекона» началась именно с контрабанды и вымывания бюджетных средств. В структуре госпредприятия было незаконно создано дочернее подразделение – «Научно-технический центр специальных технологий «Укрэлекон» (сокращенно: НТЦ СТ ГП «Укрэлекон»). И вот это подразделение госпредприятия берет в лизинг оборудование для производства голограмм у некоего частного ООО «НПП «Гаммаграфик» за 17 млн. грн.! Самое смешное, что директор государственного НТЦ СТ «Укрэлекон» являлся на тот момент… соучредителем частного «Гаммаграфика»! Получается, что менеджер госкомпании Руслан Янгаличев, берет оборудование в лизинг у себя же, как у предпринимателя. Даже человеку, отдаленно знакомому с экономикой, в такой «схеме» очевидны подвох и надувательство. Подобные «финты» обычно применяются с одной целью – для тривиального воровства казенных денег. Само собой, что подобной «организацией» бизнеса заинтересовались правоохранительные органы.   

В ходе расследования правоохранители Украины и России выясняют и еще более любопытные факты. «Гаммагарфик» напрямую покупает упомянутое оборудование у некой российской фирмы «Кристалл-Сервис» почти за EUR21670 тыс. (около 156 тыс. грн.). Затем это же оборудование «покупается» «Гаммаграфиком» и у украинской ООО «ПИГ «Аура». На самом деле, очевидно, это был абсолютно фиктивный договор купли-продажи, так как украинское МВД четко установило, что  ООО «ПИГ «Аура» имело все признаки фиктивной компании и по этому факту даже было возбуждено уголовное дело. А фиктивный договор с «Аурой», «Гаммаграфику» потребовался лишь затем, чтобы «взвинтить» на бумаге стоимость оборудования – со 156 тыс. грн. до 14 млн. грн.! Зачем? Чтобы по завышенной в 115 раз стоимости передать это самое оборудование в лизинг государственному ГП «Укрэлекон».  

Вот и получилось, что предприятие, учрежденное Минфином, Минэкономики и ГНАУ, работает на контрабандном оборудовании, которое поставлено «монстром» отечественной промышленности – «Гаммаграфиком». Кстати, здесь есть повод посмеяться. «Монстр» отечественной промышленности и «высоких технологий» «Гаммаграфик» находился… в полуподвальном помещении отделения гнойной хирургии киевского военного госпиталя. Там негде было десятку офисных столов уместиться, не то, чтобы производственной линии по выпуску ГЗЭ миллионными тиражами.  «Укрэлекон», в свою очередь, ютился то в одном из помещений детского спортивного клуба, то в подсобке небольшого продуктового магазина, то пытался купить под «производственные» цели заброшенные коровники в одном из сел Киевской области. И все это время «Укрэлекон» декларировал государству, что предприятие имеет «мощный производственный потенциал»!!!

Как можно защищать подакцизные товары и всю страну в целом от контрабанды, инвестицией, реальная цена которой 156 тыс. грн. – достаточно ли для этого двух, трех станков в полуподвалах?!? Ведь, очевидно, что на нем невозможно выпускать ГЗЭ миллионными тиражами. А государству в борьбе с контрафактной продукцией, о чем так печется в своем письме на Стретовича «Укрэлекон», голографические элементы для защиты ДСО нужны даже не миллионными, а миллиардными тиражами. Только марок акцизного сбора (для алкоголя и табака), на которых применяются ГЗЭ, в Украине в год производится свыше 7 млрд. шт.!

Журналисты различных СМИ, и в частности «Багнета», неоднократно высказывали предположения, что под ширмой производства ГЗЭ на «Укрэлеконе» происходит банальная контрабанда голограмм из России, Китая и Турции. Это подтверждают и соответствующие заявления экспертов, о чем «Багнет» уже писал. Например, такую информацию озвучивал директор еще одной структуры при ГНАУ – ЭТЦ «Профессионал». Понятное дело, что об этой, «теневой» стороне дела, Коваленко и Янгаличев, обосновавшие себе «кормушку» под вывеской госпредприятия помалкивали. Ну, а что же, такой «рьяный» и такой «бескомпромиссный» расследователь коррупции Стретович? Неужто не разглядел логичную, с точки зрения контрабандистов, схему? Государственный «Укрэлекон» под предлогом борьбы с контрабандой «пылесосит» из госбюджета деньги, переводит эти средства на счета частного «Гаммаграфика» под видом лизинговых платежей. А «Гаммаграфик» «под шумок», опять же контрабандой завозит из-за рубежа российские, или любые другие ГЗЭ. И потом, неужели Стретовича, «рьяного» приверженца «оранжевых» идей, не насторожило, что к «отцам-основателям» «Укрэлекона» приписывали «видных» деятелей «бело-голубого» «регионального» Кабмина: экс- главу ГНАУ Анатолия Брезвина, бывшего замминистра финансов Вадима Копылова и т.п.?!?

Несекретные материалы

Судя по запросу, который подготовил Стретович по «слезнице» «Укрэлекона», ничего его не насторожило. Есть и другая версия: контрабандная мафия в Украине «вне» и «над» партиями – когда во главу угла ставятся личные барыши, чиновники и государственные деятели из узкого круга посвященных лиц быстро «опускают» партийные и идеологические «противоречия». А как иначе объяснить то, что нардеп Владимир Стретович не только «внял» письменным просьбам контрабандистов из «Укрэлекона», но и составил им протекцию в СНБО. Ходят упорные слухи, что Стретович не только написал депутатский запрос на имя зампредседателя СНБО Бориса Соболева, но и лично просил его «о содействии». И тот таковое оказал, «состряпав» запрос в Минфин от имени СНБО. А еще говорят, что к Соболеву по данному поводу «забегал» гонец от компании «Азаров – Брезвин – Копылов», некто господин Григорий Кравцов

 

 

Через зампреда СНБО Бориса Соболева нардеп Стретович пытается восстановить статус-кво «Укрэлекона» на контрабандном рынке голограмм

 

Вот тут-то мы и подобрались к самому главному. Оба названных господина – и Стретович, и Кравцов – якобы давно замечены в нездоровом интересе к бюджетным деньгам и ко всякого рода «контрабандным» схемам.  Например, Владимир Стретович 3-4 года назад неоднократно выступал в защиту некоего Сергея Кияниченко, который в 2005 г. руководил полиграфкомбинатом «Украина». А данный государственный комбинат славен тем, что производит акцизные марки. Кияниченко в 2005-ом году, под аккомпанемент политической трескотни Стретовича, взял, да и рассекретил технологию производства высокозащищенных марок в Украине. Он издал письмо №54000-01/1068 от 18.05.05 г., в котором просил начальника Госзнака Украины вывести документы, описывающие технологию изготовления акцизных марок, защищенных голограммами, из перечня «совершенно секретных».

 

Копия депутаского запроса В. Стретовича к Секретарю СНБО, которым парламентарий фактически просит Р. Богатыреву защитить «Укрэлекон» от возможной ликвидации

 

Плоды такой деятельности не заставили себя ждать. Как уже писал «Багнет», в 2006-ом году таможня Германии задержала группу фальшивомонетчиков, среди которых были и выходцы из стран СНГ. Согласно официальному запросу таможни ФРГ в адрес украинских коллег, при обыске у фальшивомонетчиков были изъяты и образцы украинских фальшивых акцизных марок. Коды фальшивок, якобы, совпадали с кодами оригинальных акцизных марок соответствующих серий. Подобные поставки контрафакта были зафиксированы из Турции, Китая.

Не менее «продуктивно» поработал и господин Кравцов. Фирма «БКП-Консалтинг», где он числился руководителем, не раз и не два оказывала «услуги» ГНАУ, которой и предприсано осуществлять контроль за производством и оборотом собственно акцизных марок с ГЗЭ и всех подакцизных товаров. Кравцов наладил поставку в ГНАУ всяческих компьютерных систем, автоматизированных баз данных. Да так наладил, что бюджет недосчитался нескольких десятков бюджетных миллионов. ООО «НВФ «БКП-Консалтинг» «засветилась» в 2004 году в не очень «чистоплотной» истории с продажей ГНАУ за 885,95 тыс. грн. программного обеспечения. Поговаривают, что фирмочка Кравцова умудрилась за эти деньги продать ГНАУ ПО, которое, на самом деле, уже было собственностью ГНАУ еще с 2002-2003 гг. То есть, «БКП-Консалтинг» «втюхало» налоговикам то, за что они уже единожды платили. 

 

 

На это в официальном письме, уже в мае 2007 г., указывал первый зампред ГНАУ В. Кайзерман. Суммарно в рамках программы модернизации информационной системы ГНАУ на счета «БКП-Консалтинг» налоговая перечислила почти 10 млн. грн. Контракт с фирмой был подписан без проведения тендера тогдашним зампредом ГНАУ и экс-замминистра финансов Вадимом Копыловым – одним из лоббистов горемычного «Укрэлекона». Как утверждают эксперты, система и по сей день не работает …

 

Шлейф контрабандистов и ответный удар

 

Последствия инициатив «Стретовича – Кияниченко» правоохранители «разгребали» вплоть до 2008 г. Благодаря совместным действиям Службы внешней разведки Украины и Департамента полиции Стамбула, только в мае-июне 2008 г. был перекрыт многомиллионный канал контрабандного ввоза фальшивых акцизных марок в Украину из Турции. Были выявлены типографии, которые занимались их производством, и даже обнаружился «украинский» след данных поставок.

 

Параллельно с жестким реагированием силовых органов,  Кабмин Украины предпринял и упреждающие профилактические меры, чтобы свести на нет наплыв контрабандных марок в Украину и остановить тенизацию рынка алкоголя и табака. Кабинет Министров утвердил образец новых марок (постановление №486 от 21.05.2008 г.), которые были введены в оборот с 1 июля 2008 г. Решение правительства дало мгновенный экономический эффект – производители алкоголя и табака на треть увеличили заказ акцизных марок у государства. Понятно, что украинцы не могли настолько резко увеличить потребление сигарет и спиртных напитков – просто снизилось на 30% то количество алкоголя и табака, которое обращалось в тени.

 

Серый учет

 

Очевидно, такой ход событий не устроил Владимира Стретовича и Ко. С помощью «Укрэлекона» предпринята новая попытка «упростить» возможности для подделки акцизных марок путем дискредитации технологии производства новых акцизных марок. Под этим соусом «Укрэлекон», о целесообразности существования которого задумались даже ведомства-учредители, преподносится «героєм-рятівником». Мол, технологии и «новации» предприятия-контрабандиста выведут Украину на путь истины. Как бы не так!

 

В этой связи интересен провальный опыт введения «Укрчастотнадзором» учетных марок «Укрэлекона» для мобильных телефонов. Эти марки изначально задумывались как преграда для контрабандных поставок мобилок. Однако НКРС, чьим распоряжением были введены эти марки, не отнес их к документам строгой отчетности. Никто, кроме «Укрчастотнадзора» и «Укрэлекона» не сможет контролировать тиражи этих марок – от контроля над их распространением отстранены и СБУ, и МВД, и Гостаможслужба, и целый ряд других контролирующих ведомств. Ни один из перечисленных государственных органов не сможет гарантировать подлинность этих марок, поскольку номера и серии этих «нашлепок» могут повторяться и тиражироваться бесконтрольно. Или под контролем того же «Укрэлекона»?

 

Как свидетельствуют сообщения в СМИ, контрабандный ввоз мобилок в Украину только растет. Например, газета «Факты» (от 16.07.2008 г.) недавно сообщила, что пограничники задержали на границе две большие партии мобильных телефонов и компьютерной техники.

 

Ранее сами чиновники «Укрчастотнадзора» признались в неэффективности мер по борьбе с контрафактом с помощью марок «от Укрэлекона». По их информации, за 5 месяцев 2008 года в Украину, официально ввезено 570 тыс., неофициально - 2,6 млн. мобильных телефонов. На тот момент «Укрчастотнадзор» выдал 563 тыс. учетных марок, а еще 29 тыс. – производилось. Получается, что нововведение не действует, раз такой высокий процент контрабанды?!

 

Об этом, кстати, предупреждали и операторы рынка – крупные легальные поставщики мобилок. По их словам, нововведение «Укрчастотнадзора» не выведет рынок из тени, при этом вырастут затраты у «белых» поставщиков техники.

 

Не правда ли любопытные взаимосвязи прослеживаются между разными, на первый взгляд, людьми и событиями? Очевидно, что все маститые контрабандисты объединяются и идут напролом. Можно разглядеть и «глубоко эшелонированную оборону контрабандистов». Например, Стретовича, Соболева, Копылова и Брезвина можно отнести к «верхнему», или тыловому эшелону.  А всякого рода «Укрэлекон», «БКП-Консалтинг» и т.п. – «передовой» эшелон контрабандистов, в ручном режиме формирующий и направляющий контрабандные потоки. Чем не пример история с учетными марками для мобильных телефонов?

 

«Багнет» продолжит отслеживать «перестроения» в лагере украинских мздоимцев и контрабандистов.

 

Сергей Школьник

Артур Рудько