16:30 / 16.06.2010 Общество

Зоопарк: борьба за выживание (часть 2)

Есть мнение, что зверинец объявят банкротом и закроют уже в октябре текущего года

«Багнет» писал, что только за последние полтора месяца в Киевском зоопарке погибло 51 животное, среди которых слон Бой, верблюдица Мая, самка бизона Вия, 2 африканских льва, 2 амурских тигра, 2 медведя - тянь-шаньский бурый и уссурийский, кенгуру, броненосец, лошадь Пржевальского, жираф, зебра, шимпанзе, мартышки, птицы и много живности помельче.

Версий смерти в настоящее время три: умышленное отравление с целью отомстить действующему руководству зверинца; умышленное уничтожение с целью освободить для дальнейшей передачи в аренду либо приватизации почти 34 га. земли под зверинцем; халатное отношение к животным на фоне непрозрачной финансовой деятельности руководителей столичного зоопарка.

Мы решили провести собственное расследование причин гибели питомцев зверинца.

Бывшие сотрудники: в зоопарке были человеческие жертвы

Как рассказали «Багнету» бывший главный экономист зоопарка Елена Салтановская и бывший заведующий отделом снабжения Нина Сапожник, с приходом в зверинец директора Светланы Берзиной в 2008 году, из зоопарка ушли более 60 специалистов. Кто-то уволился сам, остальных «ушли» наперекор всем возможным законодательным нормам.

«Меня вызвал в кабинет юрист. Говорит, вы понимаете, что мы пришли своей командой, и администрация зоопарка не хочет с вами работать? – рассказывает Нина Сапожник, проработавшая в зверинце 20 лет. – Я спрашиваю: в чем причина? Юрист отвечает, что у них новые планы, и со мной работать они не собираются. На следующий день заходит ко мне и спрашивает: вы не собираетесь увольняться? Отвечаю: нет, хочу работать. Через день звонит: ну что, вы уже созрели написать заявление на увольнение?» По словам женщины, она не выдержала и пошла к Берзиной. Однако принял ее все тот же юрист, заявивший, что просьба об увольнении – обоюдная позиция директора и юротдела.

«После этого разговора он каждый день начинал с того, что предлагал мне уволиться. Плюс меня отправили на детектор лжи. Вы даже не представляете, какое это испытание для пожилого человека, какие это муки», - рассказывает Нина Григорьевна. После детектора ей все-таки удалось пообщаться с Берзиной: «Спрашиваю, что вас не устраивает? А она отвечает, мол, все нормально, работайте. Я успокоилась и пошла работать. А на следующий день пришел юрист и говорит: пишите заявление или посадим вас в тюрьму. Довели до того, что меня с гипертоническим кризом скорая увезла прямо с рабочего места в реанимацию».

Но даже в больнице женщину не оставили в покое. Прямо в палату к ней прислали секретаря с приказом об увольнении по причине расформирования отдела снабжения и сокращения должности заведующего отделом – на ознакомление. Это было в 2008 году. Здоровье Нины Сапожник так и не поправилось – у женщины сахарный диабет и гипертония.

Похожая ситуация у Елены Салтановской, экономиста с 30-летним стажем работы в зоопарке. «Я одинокая мама, моему ребенку еще нет 14 лет, поэтому, согласно закону, меня не могут уволить. Я сообщила об этом юристу. Он отвечает: вы будете судиться, восстановитесь, мы все равно уволим вас снова, как раз ребенок подрастет. Говорит: вы же понимаете, я к вам хорошо отношусь, но я получил такое задание», - рассказывает Елена Сергеевна.

Но апофеозом работы Светланы Берзиной по реорганизации штата обе женщины называют случай, произошедший 4 февраля прошлого года. «Берзина вызвала на беседу начальника отдела уборки Любовь Вишняк. Это было в субботу. А в воскресенье у человека случился инсульт, и она умерла. Об этом знают все», - говорит Елена Салтановская. Нина Сапожник добавляет, что руководство зверинца оказывало психологическое давление на потерпевшую, она постоянно плакала, нервничала: «Человек был просто раздавлен психологически. К тому же, она слишком переживала из-за этого разговора».

В результате, по словам бывших сотрудников, вместо уволенных специалистов на работу в зверинец приняли много людей-невидимок – они числятся по документам, исправно получают зарплаты и премии, но на самом деле в зоопарке не появляются.

Женщины говорят, что вскоре после появления нового директора был усилен PR-отдел и юридическая служба, в которой вместо одного юристконсульта появилось аж 4 специалиста, при этом ключевые хозяйственные и финансовые должности расформировали.

Так, был подготовлен так называемый приказ о сокращении: ликвидировался экономический отдел во главе с главным экономистом, расформировывались отделы кадров и снабжения. «Так надо было сделать, чтобы убрать неугодных людей. При этом функции экономиста выполняет бухгалтер Берзиной, ряд сотрудников понабирали с улицы, например, по некоторым данным, в кассе сидит человек с двумя судимостями», - говорит Салтановская.

Также она рассказывает, что с началом финансового кризиса в одном из административных зданий Берзина без договора аренды разместила абсолютно посторонних людей, строителей. Они не платили за коммунальные услуги, пользовались зоопарковской техникой. Сейчас этих строителей якобы ввели в штат. В результате строительство в зверинце не ведется, а отдел пополнился более чем 20-ю строителями.

Нина Сапожник: животных кормят токсичными кормами

Питание животных – отдельная тема. Именно из-за плохого качества продуктов умирают четвероногие жители зверинца, считает Нина Сапожник. Она говорит, что животным не хватает зеленой массы, они не наедаются.

Экс-сотрудники говорят, что животным не хватает зелени

«Недавно я пришла платить за квартиру, смотрю, на машине лежат сухие кормовые веники. Я спрашиваю, что, на свалку вывозите? А мне говорят: нет, на корм. Говорю: как на корм, их же сто лет назад заготавливали! А мне отвечают: не твое дело», - рассказывает бывшая завотделом обеспечения.

В следующий раз, минувшей весной, женщина наткнулась на огромную фуру капусты. «Чувствую, из фуры уже воняет, значит, капуста испорченная. Я себе думаю: капусты в рацион уходит около 60 кг. в день. Мы всегда привозили максимум на 5 дней. В машине 2,5 – 3 тонны. Сколько же привезли этой капусты? А потом  спрашивают, почему животные умирают. Хорошо, что еще не все умерли», - возмущается она.

По словам Нины Григорьевны, никто не следит за микробиологией кормов: «Раньше у нас была лаборатория, мы брали анализ грунтов, сажали овощи для животных, сами заготавливали сено, солому, ветки. А теперь все это закупается оптом. Сейчас один поставщик завозит в зоопарк более 125 наименований кормов. Обеспечить такую поставку одному поставщику – это уже тюрьма». Однако все стает на свои места, если учесть, что поставщик – брат одного из юристов зоопарка, говорит Нина Сапожник.  Именно его структура ЧП «Атлант-В» является посредником при закупке кормов.

Сложно определить, что это: подстилка, отходы или корм

Женщина рассказывает, что еще 3 года назад главный ветеринар Андрей Марунчин не допускал, чтобы животным давали испорченные корма. Он выдал приказ, согласно которому даже для сена должна быть обязательная микробиологическая оценка. «Но уже перед самым моим увольнением из сети Billa в зоопарк привезли фуру наполовину гнилых овощей и фруктов. Собрали всех начальников отделов, я говорю: Андрюша, ну что ж это делается? А он отвечает: не расстраивайся, Нина, иди, все будет хорошо».

Кстати, именно компания «Billa-Украина» стала победителем аукциона, организованного в 2009 году Киевской городской госадминистрацией, выиграв право пятилетней аренды помещений Бессарабского рынка. Торги провели до принятия городского бюджета на 2009 год. За аренду компания заплатила три миллиона гривен, хотя уже тогда было известно, что в проекте бюджета предусмотрено повышение арендных ставок на коммунальное имущество в среднем в десять раз. Поэтому в заключении договора с компанией по заниженным ставкам эксперты отмечали возможность коррупционной составляющей.

Несмотря на это, сделку, проводившая торги экс-заммэра Ирэна Кильчицкая (чьей ставленницей считают Светлану Берзину), назвала «самой выгодной для Киева и киевлян».

Администрация запуталась в деньгах за опекунство?

Кстати, с 2008 года в зоопарке действует программа опеки над животными. Опекуном четвероногого жителя зверинца может стать каждый, кто выразит желание оплатить питание и содержание приглянувшегося животного. Стоимость благотворительного взноса опекуна формируется из стоимости кормового рациона животных плюс 50% от стоимости рациона, - на расходы связанные с их содержанием.

Согласно отчету, вывешенному на сайте зверинца, за 2009 год на опекунской программе зоопарк заработал 522,4 тыс. грн. Также на сайте можно посмотреть, сколько стоит суточный рацион отдельных животных, и сколько животных было взято под опеку в прошлом году. Вооружившись калькулятором, мы пересчитали приблизительные доходы зверинца. Оказалось, что только опекунство над слоном Боем, рацион которого оценили в 1080,9 грн. в сутки, принесло прибыли 591 727,38 грн. в год – практически на 70 тыс. больше, чем задекларировали. А ведь там были и другие животные…

Кстати, анализируя программу, мы обнаружили интересный факт: в таблице стоимости опеки в разделе «Пресмыкающиеся» указана красная плюющаяся кобра, стоимость кормления которой составляет 260,6 грн. в сутки (11 727 грн. в месяц). Такие кобры особо опасны, ведь это ядовитое пресмыкающееся способно выстреливать ядом в глаза противника на расстояние до трех метров. Только вот в Киевском зоопарке нет ядовитых змей, утверждает Лидер инициативной группы спасения зоопарка Сергей Григорьев. Поэтому совершенно непонятно, что пресмыкающееся делает в списке животных, якобы нуждающихся в опеке.

Куда уходят деньги?

И Елена Салтановкая, и Нина Сапожник говорят: ни для кого не секрет, что кассу в зоопарке снимает муж Светланы Берзиной: «В конце дня приезжает, забирает наличные и уезжает».

При этом реальной прибыли ни за билеты, ни за аттракционы и торговые точки никто не видит. Женщины рассказывают, что как-то на выходных подсчитали возле входа в зоосад, сколько туда зашло людей. В итоге должна была получиться прибыль приблизительно в 500 тыс. грн., по кассе же провели только 300 тыс.

Никто не знает, куда идет прибыль от работы многочисленных аттракционов

Также в зверинце, по их информации, существует практика выплаты заработной платы «в конвертах». «Ставленники Берзиной получают зарплату по 5-8 тыс. грн. Однажды, когда начисляли зарплату, она назначила премии своим людям без обоснования цифр. Я все исправила, но она снова переписала по-своему с формулировкой: «Будет так, как я сказала». Плюс, она дает некоторым людям деньги наличными. Это премии за молчание», - вспоминает Елена Салтановская.

Довольно интересная ситуация складывается и с «друзьями» зверинца. В частности, хорошие отношения с Эколого-культурным центром и его директором Владимиром Борейко Светлане Берзиной приходится поддерживать с помощью финансовых вливаний. «Борейко придумал спасать 4 дерева в зоопарке. Берзина дает мне договор на 12 тыс. грн. Я говорю, мол, слишком дорого. Она отвечает: ну, вы же понимаете, раньше мы ссорились, теперь дружим, надо же платить за дружбу», - рассказывает бывший экономист.

Не совсем прозрачная ситуация, судя по всему, наблюдается и с проведением тендеров. Так, согласно открытым данным, в ноябре 2009 года зоопарк провел тендер по закупке услуг внедрения программы раздельного сбора твердого мусора. Победителями назвали две организации: ООО «Молодежный экологический центр Днепровского района» и ООО «Украинский НИИ по разработке и внедрению коммунальных проектов и программ». По информации Ua-Tenders, на программы, связанные с внедрением системы раздельного сбора мусора киевский зоопарк потратит более чем полмиллиона гривен. Результатом внедрения программы стали несколько мусорных баков на территории зоосада.

Также в минувшем ноябре были объявлены открытые торги на создание научно-просветительской экспозиции «Экологическая тропинка» в Шулявской балке на территории зоопарка. Результаты торгов не обнародованы, однако поговаривают, что тендер на сумму 900 тыс. грн. выиграли «друзья зверинца» - все тот же Киевский эколого-культурный центр.

Зоопарк могут закрыть через несколько месяцев

По словам Елены Салтановской, расходная часть зоопарка в год составляет около 25 млн. грн. Из них 7 млн., предназначенных для выплаты зарплат, перечисляет город, 8 млн. на корма животным зарабатывает зверинец, много денег уходит на оплату коммунальных услуг. В условиях кризиса и недофинансирования города в осенне-зимний период в зоопарке остается действительно мало денег. Однако при правильном подходе, говорит экономист, финансы равномерно распределяются на весь год.

Сейчас же складывается ситуация, когда уже в октябре текущего года зоопарк могут объявить банкротом. «Берзину продержат до конца сентября, пока будет идти прибыль. А с октября зоопарк можно закрывать – там все равно денег не будет», - уверена Нина Сапожник.

В зоопарке орудуют мародеры?

А тем временем очевидцы утверждают, что в зоологическом саду появились мародеры. Так, по утверждению Сергея Григорьева, жители соседнего с зоопарком дома №2 по улице Зоологической жалуются, что из ворот зверинца по ночам то и дело выезжают грузовые машины. Что они перевозят, неизвестно, однако сотрудники говорят, что с недостроенного нового слоновника пропали доски, кирпич и многотонный умывальник для слонов из нержавеющей стали. Также исчезли деревянные беседки и переносные вольеры с территории закрытого «Детского зоопарка».

На сайте Инициативной группы спасения Киевского зоопарка Григорьев сообщает, что неизвестные демонтируют вольеры-модули с большими витринами из стеклопакетов у медвежатника. Зоозащитники говорят, что в разобранные вольеры потом лезут дети, а это чрезвычайно опасно для здоровья.

Кроме того, утверждает Григорьев, для проведения таких работ необходимо получить разрешение Киевсовета.

Насколько история, рассказанная экс-сотрудниками зоопарка, отвечает действительности, вопрос, наверное, к правоохранительным органам. Спросить об этом Светлану Берзину, Андрея Марунчина или хотя бы кого-то из администрации зверинца не удалось, так как руководство третью неделю подряд отказывается от общения с журналистами «Багнета». На все попытки встретиться лично или же поговорить по телефону Александр Стеценко, пресс-секретарь зоопарка, отвечает, что Берзина и Марунчин комментариев пока не дают.

Со своей стороны мы ни в коем случае не беремся кого либо обвинять (это не наша прерогатива) и в очередной раз приглашаем представителей зоопарка высказать свое мнение на нашем сайте.

Марина Сытник

ТЭГИ: