08:30 / 31.05.2010 Общество

Приднестровский омбудсмен Василий Калько запутался в правах граждан Украины

Уполномоченный по правам человека в ПМР никак не подсчитает, сколько же украинцев он должен защитить

28 мая приднестровский Уполномоченный по правам человека Василий Калько решительно встал на путь изучения курса арифметики по-украински. Калько заявил, что более 100 детей – граждан Украины, постоянно проживающих в Приднестровье, получили бюджетные места в украинских ВУЗах, но не смогут туда выехать из-за отсутствия бланков заграничных паспортов. Всего же, по подсчетам приднестровского омбудсмена, «в такой же ситуации оказались и другие граждане Украины – жители Приднестровья, которых более 70 тысяч: они не могут выехать ни к родственникам, ни на лечение».

Видимо, c правами коренных жителей в ПМР все настолько в порядке, что их омбудсмен посчитал возможным  переключиться на защиту украинцев. Наверное, их защищать интереснее. Но удивительное дело – Калько избрал очень несвежую тему для приложения усилий. Отметим, что приднестровский омбудсмен -- далеко не первый представитель властей, который встал на путь проявления удивительной заботы о паспортах именно для молдавских украинцев. Причем, подчеркнем, не просто о паспортах, а о паспортах устаревшего образца, с вклеиваемой фотографией, которые вот уже 3 года как запрещены к производству в Украине.

При этом Калько проявляет удивительную информированность о внутренних бюрократических процедурах соседнего государства. В частности, он отметил, что эта проблема возникла еще в середине 2009 года по причине того, что в 2007 году Кабмином Украины было принято решение о введении в обращение бланков нового образца, а изготовление действовавших ранее было прекращено.

«Те запасы, которые оставались, к середине прошлого года иссякли. В силу каких-то причин старые бланки прекратили выпускать, а новые еще не начали», – цитирует Калько РИА «Новый регион».   По словам приднестровского омбудсмена, в сентябре 2009 года он обратился с этой проблемой к своей украинской коллеге Нине Карпачевой, а она, в свою очередь, обратилась в МИД Украины и к премьеру страны Юлии Тимошенко.

По ходу повествования отметим, что,  возможно, украинским «компетентным органам» также будет небезынтересно выяснить,  откуда житель ПМР Калько располагает конфиденциальной информацией украинских МВД и МИДа? Кто в прежнем МВД давал иностранному гражданину информацию об объемах производства и текущих запасах бланков документов строгой отчетности?  

А теперь снова вернемся к цифрам, которыми оперирует господин Калько. 

Напомним, что в 2005 году  в адрес Посольства Украины в Молдове было направлено 100 тыс. старых бланков загранпаспортов. Произошло это еще при первом правлении Юлии Тимошенко на посту премьер-министра Украины.  Лоббировал этот вопрос замглавы МИДа Николай Маймескул.  В 2007 году тогдашний министр иностранных дел Арсений Яценюк также затребовал 50 тысяч бланков загранпаспортов. И МИДу тогда выдали даже больше – 97 тысяч бланков. 

После Яценюка практически каждый следующий министр иностранных дел начинал свою карьеру с того, что требовал для якобы «обездоленных»  молдавско-приднестровских украинцев огромные партии загранпаспортов устаревшего образца.  

Сколько же в Молдове проживает граждан Украины, если им, по оценкам украинских чиновников и омбудсменов,  нужны сотни тысяч паспортов?

Начнем с того, что всего в мире зарегистрированы около 500 тыс. граждан Украины. Далее. По данным МВД Молдовы, в этой стране, например, на 2007 год были зарегистрированы на постоянное проживание всего 2550 граждан Украины (см. фото).

О каких десятках тысяч граждан, нуждающихся в паспортах, так беспокоится приднестровский омбудсмен Калько? Может быть, он имеет в виду  96 тыс. жителей Приднестровья, которые неизвестными путями получили украинские заграничные паспорта? Об этом недавно заявил президент непризнанной Приднестровской Молдавской Республики Игорь Смирнов. Ведь, по официальной информации Минэкономики ПМР, на 1 октября 2009 года численность населения республики составила 523,7 тысяч человек. Таким образом, в этом непризнанном государстве более 18% жителей незаконно имеют заграничные паспорта Украины.

Напомним, что  единственным основанием для получения украинцами загранпаспорта является предоставление внутреннего гражданского паспорта и идентификационного кода. Вряд ли эти 96 тысяч граждан ПМР являются еще и гражданами Украины. Это невозможно в принципе. А значит, загранпаспорта – липовые. Кстати, МИД до сих пор так и не отчитался о том, куда же и кому были выданы десятки тысяч бланков за период 2004-2010 годов И на эту проблему руководителям внешнеполитического ведомства неоднократно указывали украинские законодатели. В частности, народный депутат Василий Грицак недавно направил депутатский запрос в МИД. В запросе парламентарий настаивает на том, чтобы МИД все-таки разобрался в том, сколько же граждан Украины проживает в Молдове и ПМР (см. фото документа).

 

 

 

Но вернемся к феерическим подсчетами приднестровского омбудсмена.  Калько все же отличился масштабностью мышления. Если начал он свои подсчеты со 100 школьников, то закончил – 50 тысячами бланков. «Думаю, изготовить 50 тыс. бланков паспортов для Украины не составляет большого труда» , – заявил Калько. Чувствуете разницу между числом 100 и числом 50000? А Калько ее не видит. При этом не стесняется предлагать «фирменный» рецепт решения проблемы: «Полагаю, что какого-то чиновника нужно взять за ухо, подвести куда надо и заставить сделать то, что он обязан». Вот, как оказывается, все просто -- за уши надо потаскать. Возможно, Калько подскажет украинскому Премьер-министру или Президенту, за чьи уши надо браться? Ведь из ПМР гораздо виднее, как надо решать паспортные проблемы украинских граждан. 

Впрочем, слова Калько не лишены рационального зерна. Если подсчитать количество человеко-часов, затраченных за казенный кошт высокопоставленными украинскими чиновниками на «заботу» о молдавских украинцах, то на эти деньги, наверняка, можно было бы на территории Молдовы давным-давно оборудовать современные аппликационные центры подразделений ГИРФЛ МВД Украины. И тем самым, во-первых, раз и навсегда избежать спекуляций на тему обездоленных граждан, а во-вторых, пресечь злоупотребления при выдаче паспортов украинцам за рубежом.

Напоследок -- еще одно маленькое замечание к словам приднестровского омбудсмена: как 28 мая дети могли получить бюджетные места в украинских ВУЗах, если вступительная кампания начинается в июле? Ведь до 23 июня школьники еще будут сдавать тесты.  Возможно, Министерству образования также следует поинтересоваться у г-на Калько, кто эти дети и как они уже успели стать студентами украинских университетов?