17:32 / 12.04.2010 Общество

«Карта Поляка» стала ценнее

После вступления в силу нового визового Кодекса ЕС, украинцы-обладатели Карты Поляка получили преимущества в передвижении по Европе

 

5 апреля вступил в силу новый визовый кодекс ЕС. Очевидный факт получил официальное подтверждение – страны Шенгенской зоны не намерены делать свои внешние границы более проницаемыми для отдельных категорий иностранных граждан. Одной из этих категорий являются рядовые украинцы.

Почему нас не готовы принимать в Европе с распростертыми и объятиями, кто в этом виноват – тема для долгой дискуссии. Ясно одно - мы не сомневаемся в том, что наше место в Европе, но вот сама Европа в этом еще не убедилась.

В начале 2008 года в украинском обществе обозначилась новая тенденция – отыскивание польских корней. Схема, в общем, не новая – все приемы и пути годами отработаны восстановлением истинного или сомнительного еврейства. Снова стали ворошить семейные документы, архивные записи и фотографии. Любопытно, что некоторые доводы в пользу еврейского происхождения, забракованные во время переселения в Германию, запросто перестраивались на польский лад.

Все потому, что Правительство Республики Польша приняло Закон о Карте Поляка. Получить ее было несложно, но только если проситель соответствовал всем требованиям, выдвигаемым упомянутым Законом. Как раз одним из требований было подтверждение того, что предки были поляками. Также обязательным условием было знание польского языка и традиций. Начинать процедуру нужно было с телефонного звонка в польское посольство насчет собеседования с Консулом. Для многих соискателей этот первый шаг становился и последним. Ибо, если поляк не в состоянии поддерживать на родном языке простую телефонную беседу, о каких польских традициях в семье может идти речь? Сотрудница посольства, отвечавшая на телефонные звонки, уже после первой фразы понимала,  в какой степени звонивший был знаком с языком, и, если, эта степень ей казалась удовлетворительной, она продолжала беседу. Если же соискатель после «Дзень добры» переходил на русский или украинский, пани вежливо, но очень холодно советовала пану получше ознакомиться с текстом Закона о Карте Поляка, где ясно сказано, что получить Карту может только человек, имеющий хотя бы «подставове» (базовое) знание польского языка.

-«Пан мушичь мувичь по польску жебы мачь спотканье з Панем Конулем». Гудки.

Очевидно, что выучить какую-то фразу и оттарабанить ее, не получится. Такой вариант явно предусматривался. Итак, наличие документов еще не гарантировало успеха. Приходилось учить язык. Есть, кстати, мнение, что если человек и в самом деле имеет отношение к какому-либо этносу, то соответствующий язык дается ему легко.

Если соискатель обнаруживал способность сносно изъясняться, сотрудница посольства интересовалась какие документы он может предоставить в качестве доказательства своей принадлежности к польскому народу. Беседа могла и затянуться. Предположительно, если день собеседования назначался, Консул информировался о состоянии дел претендента. На основании этого, вероятно, и формировался состав экзаменующих. Если документы были убедительными, а претендент мог нормально разговаривать, собеседование проводил сам Генеральный Консул, и оно, есть примеры, занимало не более 15 минут. Тех же, кто явно завышал собственную значимость для Жечи Посполитей, ждала суровая комиссия из нескольких человек. И известны случаи, когда испытуемый, спев Национальный Гимн Польши, а также колыбельную на польском языке, покидал Посольство ни с чем.

Стремление наших соотечественников стать обладателем Карты Поляка объяснялось просто. Она давала право на получение национальной долгосрочной многократной визы в Польшу, известной также как виза категории D. Кроме того, обладатель Карты получал возможность пользоваться системой бесплатного образования в Польше, а также работать без специального разрешения и даже открывать собственную предпринимательскую деятельность. Существенным ограничением, конечно, было то, что виза D не позволяла пересекать границы Польши с другими странами Шенгенской зоны. Тем не менее, географические горизонты украинца, имеющего Карту Поляка, были шире, чем у большинства его соотечественников.

Злопыхатели, а они, в основном, из числа тех, кому в получении Карты Поляка было отказано, источали яд по поводу того, что унизительно пресмыкаться перед сотрудниками посольства из-за бесплатного посещения музеев Польши, и малопрестижных и низкооплачиваемых рабочих мест. Однако, новости, обнародованные 5 апреля, заставили завистников приумолкнуть.

В соответствии с новым визовым кодексом ЕС, виза категории D, обладателями которой являются (или могут стать) все, кто имеет Карту Поляка, позволяет свободно перемещаться в пределах зоны Шенгена. То есть, беспрепятственно пересекать границы 28 государств Европы. Имея Карту Поляка, визу можно получить в течение недели, причем бесплатно. Заполняя анкету, в графе «цель поездки» можно беззаботно писать «туризм». Весомый плюс к самооценке отдельных украинцев, которым не по душе то, что мир защищается от них при помощи бюрократии. А неделя, прошедшая с момента вступления нового кодекса в силу, показала, что это именно так и есть. Ибо процесс получения шенгенской визы на общих основаниях ужесточился.

Некоторые обладатели Карты Поляка, не сразу смогли поверить свалившейся на них удаче. Мы побеседовали с человеком, который поспешил в Посольство Польши, чтобы лично убедиться в том, что отныне жизнь его стала ярче.

- «Что, в самом деле, езжай куда хочешь и когда хочешь?»

- «Представьте, да! Я только что в окошке подробно расспросил – что можно и что нельзя.

     Так вот, нельзя практически нет!»

Наш собеседник рассказал, что после беседы с сотрудницей посольства, (кстати, получив Карту Поляка, многие уже не утруждают себя разговором на польском), он понял следующее: имея визу категории D, вы можете, находясь в хорошем настроении, купить карту Западной Европы, и, для начала, выяснить,  в какие страны вам нельзя. Их меньше, чем тех, в которые можно. Затем нужно подсчитать, чем вы располагаете в смысле денег. А потом просто покупаете билет и едете, или летите, в ту страну, какая вам кажется интересной. И возвращаться можно, придерживаясь собственного маршрута.

«Я никогда к политикам симпатии не испытывал. Но гибель Президента Польши – для меня истинная трагедия. Ведь он единственный государственный деятель, из-под пера которого вышел документ, который изменил мою жизнь к лучшему», - сказал наш собеседник. И глаза его подтвердили, что говорит он искренне.

Алексей Шмидт

ТЭГИ: