"Прокурорская крыша" - Ничего не меняется
За последние шесть лет у нас сменилось шесть Генпрокуроров. Мы провели реформу прокуратуры, которую считали узлом коррупции. Мы поменяли вывеску: Генпрокуратура стала Офисом Генпрокурора. Но сделали ли мы эту структуру эффективной, укрепили ли ее кадрово, разрубили ли коррупционный узел? Очевидно, что нет, потому что генпрокуроры уходят и приходят, а прокурорская «крыша» продолжает покрывать разного рода схемы, аферы, коррупцию, циничное разворовывание госбюджета, сообщает ua-independent.com.
У тех, кто «крышует» всегда есть конкретные фамилии. СМИ уже успели указать на одну из них – Игорь Мустеца, новоиспеченный заместитель Генерального прокурора Ирины Венедиктовой. Да, речь идет именно о том черновицком прокуроре, которого считают человеком Владимира Бедриковского – «известной» фигуры в прокурорском закулисье. Да, это тот самый Мустеца, который умело ушел от люстрации, и которого в общественной профильной среде давно называют сомнительной персоной. Возможно, «сомнительным» его охарактеризовали потому, что в свой новый рабочий кабинет заместителя Генпрокурора Мустеца вошел практически под руку с одиозным бизнесменом из Черновцов Ильей Павлюком. По крайней мере, так утверждают общественники, от пристального взгляда которых в современных реалиях вряд ли что-то скроешь. Медийщики, в свою очередь, нарекли Павлюка знаковым «контрабандистом западной таможни». Журналисты «Bihus.Info» писали, что «решение вопросов» перевозки грузов через таможню - одно из направлений его бизнес деятельности.
В одном из интервью, Генпрокурор дипломатично прокомментировала назначение Мустеца - рекомендовали «из прокурорской среды». Однако же, в профессиональных кругах есть устойчивая версия – тут прокурорским лобби Бедриковского не обошлось, его главными лоббистами являются Илья Павлюк и пул подконтрольных бизнесмену парламентариев. Общественники акцентируют: остается только догадываться, почему бизнесмен с непрозрачным бэкграундом, Павлюк, какое-то время практически «спал» в кабинете заместителя главы Офиса Генпрокурора. Но причина была вполне понятной – шла расстановка «правильных» кадров, из числа друзей Бедриковского и Павлюка, по направлению надзора за органами полиции, куратором которого является Мустеца.
По информации общественников, не только по причине буксующего реформирования Офиса Генпрокурора, но, особенно с приходом в ОГП Мустеца подвисло продвижение расследований по актуальным производствам, в частности это относится к расследованию незаконной деятельности крупной транзитно-конвертационной цепи. С февраля 2020-го следствие в данном производстве осуществлялось работниками центрального аппарата полиции при процессуальном руководстве Офиса Генерального прокурора.
Следователи выявили участников организованной группы, которые занимались обналичиванием бюджетных средств и созданием видимости финансово-хозяйственных операций через цепь, состоящую из 15 предприятий. Общая сумма «фиктивных» финансово-хозяйственных операций за 2019-2020 годы оказалась весьма внушительной – более 1 млрд. грн.
В ходе следствия выяснилось, что организатором транзитно-конвертационной группы является адвокат и уроженец г. Львова - Василий Костюк, который действовал под прикрытием высшего руководства ГНС Украины, а именно экс-главы налоговой Верланова и его ближайшего окружения. Вопрос «имела ли бы жизнеспособность подобная преступная группировка, как и размах ее деятельности по реализации «схемы» с НДС без хоть малейшего кураторства со стороны должностных лиц уровня президентского Офиса?» - можно оставить открытым. Ответ и так очевиден.
По данным следствия, в 2019-ом и 2020-ом годах суммарные потери госбюджета от деятельности «программных предприятий» составили около 30 млрд. грн., а в карманах организаторов, кураторов и сообщников оседало боле 100 млн. грн. ежемесячно. Все было поставлено цинично и на широкую ногу, а трагичные события в стране – война, социально-экономический кризис, эпидемия, как правило, таких делков не останавливает. «Мутная вода» всегда способствует обогащению людей, лишенных морали.
Фантомные хозяйственные операции по поставкам сельхозпродукции, искусственно проводимые этой преступной группой, использовались предприятиями реального сектора экономики для незаконного формирования отрицательного значения НДС. Следствие установило, что в цепочках поставок не прослеживается происхождение экспортируемой продукции за счет изменения номенклатуры товара. Таким образом сформированные суммы НДС в дальнейшем заявлялись для бюджетного возмещения. За прошлый и уже текущий год указанным субъектам хозяйственной деятельности из бюджета было незаконно возмещено более 230 млн. грн. НДС.
Как удалось прояснить следствию, на начало мая текущего года бюджет не возместил фиктивным предприятиям остаток по НДС, превышающий 200 млн. грн., который они отчаянно пытаются получить всеми правдами неправдами. По информации из Госказначейства ими уже было заявлено на возмещение 100 млн. грн., но благодаря усилиям процессуального руководства возврат пока заблокирован.
К сожалению, вся ситуация сводится к ключевому слову «пока». «Пока», потому что ранее активно ведущееся расследование по данному производству, с приходом в Офис Генпрокурора Игоря Мустеца, искусственно приутихло. Есть риск, что причастные к разграблению госбюджета виновные, могут уйти от ответственности, а казна Украины может лишиться свыше 200 млн. грн. Причина лежит на поверхности – очевидная заинтересованность влиятельных сторон, вовлеченных в данные преступные схемы, и тем самым, тормозящих дальнейшие действия следствия, к примеру, осознанно протягивая время с назначением прокурора в данном производстве в новой структуре генпрокурорского Офиса. Может ли Украина позволить себе плачевную картину c состоянием законности в бюджетной сфере на фоне того, что Президент буквально лично старается привлечь у разных мировых партнеров средства, чтобы удержать страну от падения в глубокий кризис? Вопрос остается риторическим.
Мы сколько угодно можем объявлять о мощном антикоррупционном штурме, и стараться убеждать в этом граждан, но пагубное положение вещей с всепроникающей коррупцией в Украине так и не сдвинется с мертвой точки, если последние пертурбации Офиса Генпрокурора окончательно вымоют из прокуратуры пусть небольшой, но еще существующий здоровый костяк прокуроров. Несмотря на все скептические оценки, этот костяк действительно есть. Речь о прокурорах, в кабинетах которых не «спят» бизнесмены-схемщики, но в кабинетах которых, отстаивается Закон и справедливость. Так или иначе, в самое ближайшее время для Генпрокурора Ирины Венедиктовой это станет экзистенциальной дилеммой, вопросом смысла, вопросом того, как она хочет вписать свое имя в историю отечественной прокуратуры и развития государства в целом.
Евгений Бродский