Садовый и потерянный Протефлазид: львовские больницы так и не вернули производителю гуманитарную помощь
Как известно, 10 апреля мэр Львова написал в фейсбуке скандальный пост, активно растиражированный СМИ.
Андрей Садовый объявил, что возвращает партию противовирусного препарата, который несколькими днями ранее по просьбе львовской власти был бесплатно поставлен производителем для защиты медиков в местных больницах на период эпидемии, пишет Lenta.UA.
Предлог для "возврата", по версии львовского городского головы звучал так: "Препарат львовским медикам "был навязан", участие самого мэра и его команды в поставке гуманитарной помощи есть "фейк", а публикации прессы об этом являются "недобросовестной рекламой"". Садовый пожаловался, что его светлое имя "использовали" и пообещал подать на всех в суд.
Казалось, на этом можно было бы ставить точку, так как словесные декларации политика такого масштаба, как Андрей Садовый, теоретически должны чего-то стоить. Однако на практике получилось все, как с предвыборными обещаниями - по прошествии 20-ти дней гуманитарная партия "Протефлазида" так и не преодолела 500 км от Львова до Киева…
Подарочек – не отдарочек (из детского фольклора)
Компания "Экофарм" сразу после фейсбучной истерики львовского мэра сообщила, что в реальности переговоры о гуманитарной помощи с ней велись все-таки по инициативе именно Андрея Садового.
Так же производитель препарата публично объяснил мэру Львова причину публикации отчета о поставке, которая, собственно, и взбесила Садового: "…гуманитарная помощь иногда используется ненадлежащим образом или разворовывается, поэтому необходима публичная фиксация".
В "Экофарме" прозрачно намекнули Садовому на фармлоббизм, спросив, что для него дороже – здоровье львовских медиков или политическая конъюнктура. И заявили, что готовы принять препарат обратно и передать в клиники по имеющимся от них запросам.
В кампании нам сообщили, что в период марта-апреля собирали сведения о положении в больницах, где медперсонал получил препарат с действующим веществом "Протефлазид" для профилактики. Статистика, оказалась обнадеживающей. В частности, согласно данным из инфекционных отделений Александровской клинической больницы Киева, столичной клинической больницы №4 и Одесской городской клинической инфекционной больницы, по состоянию на 22 апреля никто из медработников не заболел COVID-19.
Это довольно показательный результат для того же Андрея Садового, так как во Львове по состоянию на 27 апреля, уже заболели около 30 врачей.
По прошествии недели после громкого заявления Садового, на сайте "Экофарма" появилось письмо уже с прямым требованием вернуть партию препарата, потому что время шло, а "отказная" гуманитарная помощь в Киев так и не вернулась.
Супрун и Садовой: влияние сильного интеллекта на слабый
Любому внимательному наблюдателю трудно было не заметить, что в конце марта на фармрынке началась настоящая война. Одной из первых участниц которой стала Ульяна Супрун. Своей несдержанной (если не сказать – грубой) реакцией на инициативу Академии меднаук ввести противовирусный препарат с действующим веществом "Протифлазид" в протокол лечения больных коронавирусной инфекцией, она положила начало мощной заказной "антипротефлазидной" кампании – от которой читатели интернет-СМИ и соцсетей уже успели устать.
Фейсбучные "эксперты" и диванные аналитики "били" и по Академии меднаук, которая "осмелилась" провести лабораторные исследования и заявила о вероятной способности "Протефлазида"" тормозить репликацию коронавирусов. Впрочем, организаторам кампании так и не удалось подкрепить свои выпады против Академии и препарата мнениями людей, причастных к науке и практической медицине – никто из вирусологов, эпидемиологов и инфекционистов не принял участия в этой травле.
В качестве "тяжелой артиллерии" их и "заменил" Андрей Садовый, которого, впрочем тоже трудно заподозрить в тонком понимании нюансов медицины, в частности вирусологии. Довольно показательно, что самое активное участие в медиа-кампании против Академии меднаук и препарата с действующим веществом "Протефлазид", принимают СМИ, принадлежащие семье львовского мэра – сайты "24-го канала" и радио "Максимум". Именно отсюда в сеть попадает большая часть откровенной чернухи о "фуфломицине" и "спиртовой настойке из сорняков".
Возникает вопрос – кто или что сподвигло мэра Львова включиться в откровенно грязную медиакампанию? Тем более – настолько специфическую?
Одна из версий напрашивается сама собой. Всего за два дня до поста от 10 апреля о "возвращении" "Протефлазида", в том же своем фейсбук-аккаунте мэр Львова провел дистанционное видео-интервью с Ульяной Супрун. Из него четко понятно, что у Андрея Садового довольно теплые отношения с "матерью медицинской реформы", которая одновременно является резкой критиканкой НАМН Украины и любого препарата, который "не прошел испытаний на Западе".
Для Садового, чей имидж строится на подчеркнутом патриотизме и национальной идентичности, выглядит довольно странной такая подчиненность экс-министру здравоохранения, которая без какого-либо анализа и аргументации обвиняет Национальную академию меднаук в занятиях "псевдонаукой", а отечественный препарат разносит только потому, что он "не испытан на Западе".
Невозврат с пятью нолями
И вот со времени скандально громкого постинга от мэра Львова прошло 20 дней. Наша редакция поинтересовалась у компании "Экофарм", какова судьба благотворительной партии препарата, которую Садовый так пафосно пообещал отправить обратно.
В "Экофарме" сообщили, что за минувшие почти три недели, ни одного флакона препарата из Львова не поступило. Более того, - никаких звонков, писем, переговоров по поводу возврата гуманитарной помощи, с компанией никто не вел. Львов на контакт не выходит.
Получается, что партия противовирусного препарата в количестве 1500 флаконов на сегодняшний день может считаться… пропавшей! Что переводит историю уже в совсем другую плоскость, чреватую для Садового по меньшей мере перспективой публично объяснять, куда подевался так ненавидимый им "Протефлазид".
Причин уже очевидного провала "отказной" спецоперации, может быть только три.
Первая: львовские медики все-таки согласно изначальному запросу местной власти, распределили препарат по больницам – и уже частично или полностью использовали по назначению.
Вторую и третью версии загадочного "невозврата", собственно, озвучила сама фармкомпания в первом же ответе Андрею Садовому: "Гуманитарная помощь иногда используется ненадлежащим образом или разворовывается".
Под ненадлежащим образом, надо полагать, имеется в виду коммерческая продажа товара, полученного в подарок. В современных реалиях такие случаи – не редкость. К слову, 1500 флаконов по ценам аптечной розницы – это как минимум сумма с пятью нулями.
Какая бы из этих трех причин ни оказалось истинной, на политическую фигуру Андрея Садового ситуация с неисполнением столь громкого обещания, отбрасывает очень неприглядную тень. А с учетом прямого участия львовского мэра в медийных войнах на фармрынке и загадочной пропажи партии гуманитарной помощи, история начинает пахнуть, как легендарный львовский мусор.
Иван Сергиенко