Трофимов и Родин пустили реформу ГАСИ по большому кругу
Как строительные кланы сливают антикоррупционные проекты Президента
Михаил Климович
Объявленная Владимиром Зеленским реформа одного из наиболее коррумпированных в Украине органов власти - Государственной архитектурно-строительной инспекции (ГАСИ) - вероятнее всего, будет сведена на нет усилиями коррупционеров. Сделают это под видом «неэффективного управления» и бюрократического «пинг-понга». В результате схема $5 за квадрат не просто не будет ликвидирована, а получит новое дыхание и «единое окно» для реализации.
Не новая тема
«Реформа ГАСИ» - эвфемизм, который встречается в истории строительной отрасли Украины в течение как минимум последних 5 лет. Всему рынку известно, что инспекция - это «узкое горлышко» разрешительных процедур для девелоперов. Без ее разрешения не начинаются и не заканчиваются работы, а отказ принимать прописанные еще при Януковиче «правила игры» (читай: многочисленные поборы за каждую бумажку) ведет к нашествию саранчи из различных проверяющих органов - от пожарных и прокуратуры до налоговой и полиции. Суть схемы: $5 за квадратный метр на входе и столько же на выходе застройщики должны платить «посредникам» - консультационным фирмам, ассоциированным с руководством ГАСИ. Такие фирмы чиновники годами передавали «из рук в руки» следующим поколениям бюрократов.
Любые попытки как-то облегчить жизнь строителей заканчивались лишь перестановкой кроватей из известного анекдота: формальные руководители уходили в тень, выставляя на время вместо себя «фунтов». А поскольку с высшим руководством страны всегда делились, то «карусель» крутилась, не останавливаясь.
Владимир Зеленский впервые заговорил о необходимости менять руководство в ГАСИ еще в сентябре 2019 года - сразу после назначения правительства Алексея Гончарука. Затем было поручение «ликвидировать коррупцию» в этом органе до конца года. Параллельной в ГАСИ началась кадровая чехарда и передел сфер влияния, в результате которого своего поста лишилась министр Алена Бабак. А на горизонте появились различные малопонятные личности типа экс-сотрудницы Минобразования Елены Костенко, которая, ни дня не проработав в строительной отрасли, вдруг стала в ней одним из ключевых чиновников.
Уже тогда главе государства стоило бы обратить внимание на вялость, с которой его подчиненные и Кабмин выполняют поручения, связанные с ГАСИ. Возможно, он не пропустил бы момент, когда строительную отрасль, а с ней и коррупционные потоки в инспекции подмял под себя первый замглавы его администрации Сергей Трофимов - бывший исполнительный продюсер студии «Квартал 95».
Владимир Родин
На совещаниях вместе с ним стал появляться странный человек по имени Владимир Родин. Он насколько интегрировался в окружение Трофимова, что однажды его даже приняли за одного из заместителей главы Офиса Президента. Главной функцией Родина, которого с «Кварталом», среди прочего, связывает также антикризисная кампания его проблемного ЖК «Европейка», стала координация кадровых вопросов. Злые языки поговаривали, что один только вход в офис Родина мог обойтись предпринимателю в круглую сумму. Недавние пленки с участием Дениса Ермака подтверждают, что такая позиция как «плата за вход к решающему вопросы» в прейскурантах подобного рода мелких мошенников - обычное дело.
Операция централизация
Стратегической задачей Трофимова и Родина было заполучить под свой контроль финансовые потоки, которые генерирует ГАСИ. Для этого нужно было пройти несколько этапов.
Сергей Трофимов (слева в белом пиджаке)
Во-первых, завербовать к себе кого-то из «старожилов», чтобы понять все тонкости управления системой. Родин, как застройщик, понимал только часть проблематики, нужно было разобраться с «интерфейсом» на стороне заказчика, то есть ГАСИ. С этой задачей справиться все не удавалось: своих людей на разные уровни проталкивали то братья Горовые, то одиозный Алексей Кудрявцев, то кланы Довбенко-Вавриша. Стабильного преимущества в борьбе Трофимов и Родин не получали, за спиной у некоторых коррупционеров стояла то профильный министр Алена Бабак, то малоопытный, но достаточно ушлый глава строительного комитета парламента Андрей Клочко.
Алексей Кудрявцев
Андрей Клочко
Второй задачей офиса Трофимова было внедрение системы электронного кабинета застройщика. Публично нужно было сделать процесс получения разрешений и введения объектов в эксплуатацию максимально прозрачным. На практике группировка надеялась заполучить контроль над теневой «базой» ГАСИ, в которой были расписаны, в том числе, и коррупционные платежи. Без понимания, с каким рынком он имеет дело, первый замглавы Офиса Президента, видимо, чувствовал себя неуютно.
Тот факт, что электронный кабинет не задумывался как удобный сервис для людей, а нужен исключительно для внутренних потребностей коррупционной команды, подтверждает и громоздкое и запутанное техническое задание, которое выдала создателям продукта народный депутат от «Слуги народа» и член строительного комитета Рады Елена Шуляк.
После нескольких месяцев «тестовой эксплуатации» кабинет «пришлось» закрыть на доработку (вполне вероятно, что навсегда или как минимум на несколько лет). Ведь, по информации с рынка, за этот период «цифровые министры» сумели только скачать часть «коррупционного» реестра, так особо и не добившись понимания, сколько же реально денег умудренные опытом коррупционеры высасывали из карманов налогоплательщиков через схемы. Одной из причин неудач Трофимова и Родина наблюдатели называют физическую недоступность сервера с реестром на территории Украины, и, возможно, даже Европы.
Имитация ликвидации
Отчаявшись что-либо кардинально поменять в существующей системе координат, Трофимов и компания стали все чаще задумываться о радикальном способе решения проблемы (переориентации потоков). Один из участников ближнего круга общения Президента в средине января заявился прямо к Владимиру Зеленскому с идеей ликвидации ГАСИ и «под горячую руку» получил согласие главы государства на решительные и бескомпромиссные действия. «Смотрящим» пришлось быстро перегруппироваться, публично выставив это как свою идею, получив немного лучей антикоррупционной славы и начав разработку путей «отступления». Когда премьер-министр Алексей Гончарук заявлял о ликвидации ГАСИ как одном из возможных сценариев развития событий на встрече с бизнесом, на самом деле все уже давно было решено и согласовано на Банковой.
Если бы ликвидация пошла по «идеальному» сценарию, как его представляет себе Президент Зеленский, наверное реформа выглядела бы как упразднение ряда сегодняшних функций и передача оставшихся другим, менее коррумпированным структурам. Однако цель Трофимова и Родина была совсем не в этом. Во взбалмошном капризе об уничтожении ГАСИ они увидели возможность сконцентрировать на себе все коррупционные потоки. При чем для этого разработали сразу два сценария.
Первый - провести ликвидацию быстро и создать на базе ГАСИ как минимум три новых органа - Государственную сервисную службу градостроительства (разрешительные и регистрационные функции), Госинспекцию градостроительства (надзор и контроль) и Госагентство по вопросам технического регулирования в градостроительстве (будет определять параметры, ДСН, еврокоды). Часть полномочий, например, выдачу сертификатов Ответственного исполнителя работ, передают Минрегиону.
Стоит ли говорить, что со стороны такая «ликвидация» выглядит как утроение коррупционного потока, о чем неоднократно заявили эксперты и участники рынка. При этом на каждый из новых органов нужно провести конкурс на голову (см. «продажа «вкусных» должностей»), заместителей, сформировать штат, передать на баланс имущество, параллельно ликвидируя старый орган. В бюрократическом болоте можно застрять на годы. Особенно если сотрудники ликвидируемой ГАСИ найдут зацепки для восстановления в должностях из-за незаконной процедуры увольнения, а новым органам никак не будут прописывать полномочия.
Именно поэтому параллельно Трофимов с Родиным запустили «план Б» - максимальное затягивание собственно ликвидации ГАСИ. Функция назначенного на должность временного председателя инспекции - ставленника Трофимова Юрия Васильченко - состоит как раз в том, чтобы а) сконцентрировать на центральном аппарате все разрешительные функции (читай: коррупционные потоки), б) играть в бюрократический «пинг-понг» с Минрегионразвития, чтобы те никак не могли приступить к работам, в) привлечь максимальное количество критически настроенных по отношению к «реформе» общественных активистов, которые будут причитать о полной бесконтрольности застройщиков без ГАСИ.
План настолько «гениален», что часть участников процесса не знают о его истинных целях. Например, недавно Трофимов и Родин «в темную» использовали главу парламентского комитета Андрея Клочко, откровенно «стравив» его с министром Алексеем Чернышевым. Со стороны это должно было выглядеть как «наезд» «правильного» парламентария из команды Президента на нерадивого члена правительства (с бэкграундом Коломойского) из-за недостаточно интенсивного внедрения реформ. По факту оба своей несуразной перепалкой через СМИ и соцсети подыграли кукловодам из Офиса Президента. История оказалась настолько правдоподобной, что на ней решили попиариться депутаты от Евросолидарности, вообще не подозревающие что к чему. Более того, Чернышова начали «пинать» и внешние силы, постепенно расшатывая под ним министерское кресло.
В результате из динамичной, амбициозной и прорывной реформы ликвидация ГАСИ превращается в вялое покатывание мяча в центре поля во время договорного матча второй лиги в заштатном райцентре. Формально накануне Чернышов даже созвал совещание, на котором что-то рассказывал бизнесу о реформе, но на очень «птичьем» языке и без какой-либо конкретики. А временный глава инспекции Юрий Васильченко даже заявил о попытках саботажа реформы в регионах. Дружественое группировке Трофимова-Родина Минцифры создало отдельную онлайн платформу. Которую, впрочем, никто не продвигает и которая призвана выполнить формальную функцию «реформаторской летописи». Если экономика уйдет в тяжелую рецессию и никто из «доброжелателей» не будет напоминать Президенту Зеленскому о его заброшенных инициативах, тему ликвидации ГАСИ, скорее всего, так и похоронят.