Как относятся в обществе к переименованию станции "Дорогожичи" в Киеве
Возможное переименование станции Сырецко-Печерской линии метрополитена «Дорогожичи» на станцию «Бабий Яр» будет обесценивать в обществе историческую трагедию.
Такое мнение выразил ученый-религиовед, старший научный сотрудник Отделения религиоведения Института философии им. Г.С. Сковороды НАН Украины, руководитель Центра религиоведческих исследований и международных духовных отношений, к.и.н Игорь Козловский в комментарии Укринформу.
"Вопрос важный, если он поднят в обществе. Но здесь надо учитывать несколько факторов. Бабий Яр имеет определенные ассоциации, и ассоциации из трагической части нашей истории. Эти ассоциации связаны с какими-то печальными моментами истории. И второй момент, который нужно учитывать, - это то, что наше общество до сих пор довольно инфантильное. И я боюсь, что массовое сознание людей будет так или иначе обыгрывать именно это название с точки зрения черного юмора. С психологической точки зрения, это защита, потому что человек защищается от всего трагического. Поэтому этот момент будет обыгрываться, обесцениваться, и именно обесценивать эту трагедию Бабьего Яра", - сказал он.
В свою очередь председательствующий во Всеукраинском совете религиозных объединений, главный раввин Украины и Киева общин прогрессивного иудаизма Украины Александр Духовный отметил, что Бабий Яр вызывает у людей очень печальные ассоциации, и такое название для станции метро очень трагическое.
"Мне кажется, что когда идет объявление станции метро "Дорогожичи", то можно еще и говорить, что это идет как выход к Бабьему Яру. И тогда люди будут знать. А переименовывать станцию на "Бабий Яр" мне не очень хочется, несмотря на то, что пять моих родственников были расстреляны в Бабьем Яру. Для меня это скорбная память, не радостная. А мы строим радостную Украину", - сказал Духовный.
Заведующая отделом философии и истории религии Отделения религиоведения Института философии им. Г. С. Сковороды НАН Украины, вице-президент Украинской ассоциации религиоведов Людмила Филипович отметила, что украинцы и так помнят большую трагедию Бабьего Яра. По ее словам, не нужно в нынешнее трагическое время тревожить память усопших.
"Мы и так будем помнить Бабий Яр. Ну это так же, как станцию метро назвать "Байковое кладбище". Это же обычная, профанная, светская жизнь. А когда речь идет о Бабьем Яре, это уже где-то на грани земного и внеземного. Поэтому давайте так, мы разделим светское и духовное сверхъестественное. Пусть они живут мирно, но все же не замещают друг друга", - добавила она.
Советник министра культуры, молодежи и спорта Украины Денис Коляда поддерживает, что вопрос о переименовании станции метро "Дорогожичи" в "Бабий Яр" должен решаться с учетом мнения киевлян.
"Вопрос переименования будет решаться путем голосования на сайте Киевского городского совета. То есть, я думаю, что это достаточно демократический выбор. Мне очень сильно нравится, что это должны решать киевляне. Я думаю, что такой демократический подход четко покажет наше понимание украинской солидарности", - сказал Коляда.
Он отметил, что эта трагедия болезненная для украинцев.
Коляда добавил, что, по его мнению, в стране, где поднимается дискуссия "а какая разница", переименование станции метро "Дорогожичи" в "Бабий Яр" действительно важно.
"Возможно, иногда стоит услышать, возможно, иногда стоит выйти и вспомнить. Это было не так давно, это было менее 100 лет назад. Тогда людей просто уничтожали за какие-то убеждения - или религиозные, или патриотические", - сказал Коляда.
Известный художник, директор Одесского художественного музея Александр Ройтбурд высказался в поддержку переименования станции метро «Дорогожичи» в Киеве в «Бабий Яр».
«Я, наверное, очень не прогрессивный. И не патриот. Прогрессивная и патриотичная тусовки против переименования станции «Дорогожичи» в «Бабий Яр». Не надо, говорят, выпячивать напоказ травмы. Там трусы продают, а кто-то их купит и скажет, что купил в Бабьем Яру. И подростки стебаться будут - селфи делать на платформе, шуточки отпускать, сократят в разговорной речи название до «Бабин». И людей жалко - будут в депрессию впадать. И к названию «Дорогожичи» все привыкли, а тут - то «Бабий Яр», то улица Маккейна. И, кстати, это токсичные российские олигархи пиарятся. И лучше не будить демонов. И вообще, они хотят переименовать в Бабий Яр весь Киев и даже всю Украину", - написал он в Facebook.
В то же время Ройтбурд отметил, что для его поколения Бабий Яр - символ не только чудовищной трагедии, но и символ позорного советского замалчивания этой трагедии.
«От стихотворения Евтушенко до памятника «советским гражданам» прошло 15 лет молчания. И сам памятник стал памятником советской лжи - «советским гражданам и военнопленным солдатам, и офицерам советской армии, расстрелянным немецкими фашистами в Бабьем Яру». Без упоминания о евреях, которых, как сказал Виктор Некрасов, единственных убивали только за то, что они - евреи», - отметил он.
По словам Ройтбурда, «те кто сегодня выступают против переименования - они за забвение этой трагедии. А для того, чтобы она не повторилась, надо помнить. И Аушвиц - это Аушвиц, Хатынь и Лидице - это Хатынь и Лидице. Сребреница - это Сребреница. Места трагедий несут память о трагедиях, в том числе в топонимах», - добавил он.