11:00 / 22.03.2010 Общество

Украина в Таможенном союзе: риски больше перспектив?

Что выиграет и что потеряет Украина от присоединения к «союзу трех»

Создание экономических интеграционных структур на пространстве СНГ является приматом экономической составляющей над политическими процессами. Созданный с 1 января 2010 года на территории ведущих государств СНГ – РФ, Беларуси и Казахстана – Таможенный союз станет по замыслу структурой, объединившей экономические локомотивы постсоветского пространства.

Вступивший в силу после подписания документов в Минске и Алма-Ате о создании Таможенного союза и Единого экономического пространства (ЕЭП) соответственно пакт о формировании «союза трех» становится весьма удобной площадкой для втягивания в зону своих интересов и других игроков постсоветского пространства. Помимо искушенного интеграционными процессами Казахстана, интересы союза распространяются на других игроков из ЦА – Киргизию, Таджикистан и Узбекистан.

 Интенсификация переговоров в украинском направлении лишний раз заставляет убедиться о едва ли скрываемых интересах Москвы в привлечении Киева в «союз трех» и другие экономические проекты. Московский реверанс от В.Путина во время визита главы Украины В.Януковича в Москву недвусмысленно намекает о сохранившемся пакете предложений для Киева и «реанимации» отношений. Таким образом, официальному Киеву дали «зеленый свет» на вступление в Таможенный союз (при В.Ющенко фактически согласованный с 2003 года ЕЭП, потерял свою актуальность ввиду интеграционной площадки в европейские структуры).

 ЕЭП стала прародительницей Таможенного союза, точнее, предыдущим этапом экономической интеграции, а базовой площадкой создания Таможенного союза выступил “реанимированный” ЕврАзЭС, потенциальным игроком которого оставалась Украина. По большому счету, Таможенный союз - своего рода «облегченная версия» ЕЭП, который является проектом экономической интеграции «четырех» (РФ, Украины, Беларуси и Казахстана). Он так и остался нереализованным из-за политических пертурбаций в Украине.

К слову, формирование «союза трех» состоит из трех основных этапов - создание зоны свободной торговли (зст), создание Таможенного союза (ТС), и наконец, создание Единого экономического пространства (ЕЭП), экономического союза, своего рода аналога «ЕС в экономическом измерении». В кулуарах украинского политикума уже заявляют, что дивиденды «от таможенной интеграции с партнерами по СНГ неочевидны, а потери в переговорах с ЕС о зоне свободной торговли могут быть большими». При таком раскладе, возникает необходимость наращивать двустороннее сотрудничество с РФ в рамках соглашения о свободной зоне торговли, привлечения украинских товаров на российский рынок, при этом дистанцируясь от вхождения в «союз трех». Таким образом, участие Украины в экономических проектах имеет скорее «преференционное» значение и подразумевает дальнейшее выстраивание систем сдерживаний и противовесов в отношении Москвы.

Интеграционный союз имеет скорее не столько экономическую ценность, сколько геополитический каркас для стран-подписантов. Главным лейтмотивом объединения является неформальное лидерство России. Рассматривается втягивание Кремлем украинской газотранспортной системы в зону своих интересов, “связывание по рукам” в топливно-энергетическом секторе. Например, Беларусь как игрок ТС получает газ по заниженным ценам, но как следствие - ее газотранспортная система «замкнута» на России.

 Российская сторона уже нашла своего рода «приманку» для Украины. В кулуарах Кремля заговорили о формате объединительного союза «для того, чтобы гражданам России, Украины и Белоруссии жилось лучше, чем в любом другом государстве Европы». За образец успешного сотрудничества трех ведущих государств на постсоветском пространстве рассматривают сотрудничество на российско-белорусской площадке. Для этого нужно отложить все идеи европейской интеграции и вернуться на политическое пространство СНГ.

 Если рассматривать перспективы участия в Таможенном союзе сквозь призму членства в ВТО, то участие в экономических организациях с управленческими функциями Москвы оказывается «некомфортным» для Киева. Украина намеревается «организовывать свою таможенную политику» и оказывать содействие вступлению других стран СНГ в ВТО, не претендуя «на полноценное участие» в Таможенном союзе, поскольку связала себя определенными обязательствами с ВТО по обеспечению доступа товаров на рынки. По некоторым данным, при одновременной интеграции в постсоветские экономические объединения поднимутся ввозные пошлины, пусть даже защищенная торговыми барьерами по периметру границ Украина окажется зажатой между двумя рынками.

 Как показывает ретроспектива, внешнеполитический курс Украины - это сплошные зигзаги многовекторности: с одной стороны, интеграция в европейские структуры (ЕС, НАТО), с другой стороны, сохранение и интенсификация сотрудничества с Россией и поиски рынков сбыта в СНГ.

 В этой связи возникает еще одна насущная тема – как разделить благосклонность Москвы на вступление в интеграционно-экономические проекты и интегрироваться при этом в Европу так, чтобы не оказаться заложником интересов внешнеполитических актеров, поставить внешнюю политику на прагматичные рельсы, а не оказаться наблюдателем в международной политике.

Олег Фесенко

 

ТЭГИ: