В центре Тернополя появился маленький макет Большой синагоги
Макет Большой синагоги Тернополя. Фото: vision.ternopil.ua
Макет Большой синагоги появился у корпуса Тернопольского медицинского университета, где в июле 1941-го нацисты расстреляли сотни евреев. Сама синагога XVII века располагалась неподалеку, но к настоящему времени от нее не осталось даже руин, сообщает «ХАДАШОТ».
Кроме своего прямого назначения, синагога использовалась в качестве крепости, более того — в XVII веке на евреев возложили обязанность защищать участок крепостной стены Тернополя. Расцвет общины пришелся на XVIII век, когда город принадлежал семейству Потоцких, которых называли королями Подолья. Местные евреи в те годы занимались, в основном, ремеслом, а также торговали зерном и скотом.
В XIX веке город становится одним из центров еврейского Просвещения, здесь открывается типография и еврейская школа с преподаванием светских предметов. К концу века евреи стали большинством в Тернополе, составив в 1868-м 52% всего населения. Правда, из-за активной эмиграции в США доля евреев в начале XX века упала до 44% — в городе проживали тогда около 14 000 иудеев.
С 1874 года евреи занимали половину мест в городском совете, а три улицы были названы в честь знаковых для общины персон — писателя-сатирика, директора местной еврейской школы Йосефа Перла, барона Гирша и главного раввина Тернополя Йосефа Бабада.
Улица Перла, старая открытка
В годы Первой мировой в город хлынул огромный поток еврейских беженцев, а разрыв традиционных торговых связей и бесчинства российской армии подорвали экономическую базу общины.
В ноябре 1918 года Тернополь стал столицей Западно-Украинской народной республики. Еврейская община в целом придерживалась нейтралитета в польско-украинской войне, но были и те, кто вступил в Жидівський пробойовий (ударний) курінь под началом поручика Соломона Ляйнберга. Летом 1919-го, воевавший в составе Украинской Галицкой армии (УГА) курень отличился в боях с большевиками под Проскуровом, Винницей и Бердичевом. В самом Тернополе ситуация тоже не отличалась стабильностью — в феврале 1919-го еврейская милиция остановила погром, устроенный украинскими крестьянами из окрестных деревень.
Осенью 1920 года город окончательно перешел под контроль поляков. Для евреев это был весьма сложный период, экономическое положение ухудшилось, обострилась конкуренция, в частности, с украинскими кооперативами. 17 сентября 1939-го, когда Тернополь был занят Советами, эти проблемы отошли на второй план — еврейская политическая жизнь (в городе работали отделения всех еврейских партий и движений) была запрещена, «социально чуждые» элементы репрессированы. Но по другую сторону границы — в немецкой зоне оккупации — евреи просто были вне закона, поэтому в Тернополь потянулись беженцы из покоренной нацистами Польши.
Эксгумация трупов заключенных, расстрелянных НКВД, 10 июля 1941
Не прошло и двух лет после пакта Молотова — Риббентропа, как немцы пришли и в Тернополь. 2 июля 1941 года части 5-й танковой дивизии СС заняли город и начали решать еврейский вопрос по львовскому сценарию. Как и во Львове, несколько десятков евреев согнали в местную тюрьму — вытаскивать тела горожан, расстрелянных НКВД перед отступлением Красной армии. Начиная с 4-го июля, в течение недели в ходе погромов были жестоко убиты около 600 евреев. Синагога была сожжена…
В сентябре в Тернополе появилось гетто, в 1942-м начались расстрелы и депортации в лагеря смерти, и к лету 1943 года город был практически юденфрай. Не пережила войну и синагога, пострадавшая весной 1944-го при наступлении Красной армии. Руины разобрали, на их месте возвели котельную и художественный комбинат.
Синагога в начале XX века
Так и осталась бы синагога лишь на старых открытках, если бы не проект «Бронзовый Тернополь», в рамках которого на улицах появляются макеты-скульптуры утраченных городом зданий. Историки работают с архивными материалами, чтобы скульпторы и художники могли воспроизвести знаковые для Тернополя объекты. Так, ранее были установлены макеты костела и первой гимназии. Масштаб бронзового макета синагоги 1:100, и он дополнен макетом не существующей ныне рыночной площади в масштабе 1:600, которая играет роль своеобразной карты-схемы. Здесь воспроизведена застройка центра города, аптека Фройденталь (единственный уцелевший после войны дом на площади), дом мясников, бывший костел, колодец и т.д.
На мемориальной доске описана история синагоги на нескольких языках, включая английский и иврит. На церемонию пригласили священников, которые освятили миниатюру площади Рынок и провели панихиду в память евреев, расстрелянных на этом месте в 1941 году.
«В довоенном Тернополе почти половину населения составляли евреи, — подчеркнул архитектор проекта Владимир Криса. — Они жили тут со дня основания города в 1540 году, и эта скульптура — своеобразная дань еврейской общине, развивавшей Тернополь».
Александр Файнштейн