Церковные мыши киевского метрополитена
В крупных современных мегаполисах метрополитен является неотъемлемой частью транспортной инфраструктуры. К примеру, в Шанхае за последнее 25 лет открыто более 400 станций метро, в 2020 году планируют открыть еще 50, а в индийском Дели с 2017 года открыли 60 станций. В Москве с 2010 года открыто более 50 новых станций метрополитена. Даже в Лондоне, где метро существует уже более полутора веков, в 2019 году открыт первый участок новой линии Ectalonoya на 27 станций. При этом, в киевском метро за последние 10 лет открыто аж 6 новых станций, а с 2013 года не открыто ни одной.
Понятно, что в киевском метро не такой пассажиропоток да и темпы развития московской или пекинской подземки действительно стахановские. Но давайте приведем другие примеры. В Баку, при дневном пассажиропотоке в 640 тысяч человек (вдвое меньше киевского) с 2015 года сдано в эксплуатацию 7 новых станций метро, строятся еще 3 и 6 проектируются. Теперь давайте вспомним, когда в последний раз открывалась новая станция метро в Киеве? Еще до майдана, то есть 6 лет назад! И ведь речь идет о продолжении строительства уже существующих линий. Никто и не заикается о метро на Троещину и, тем более, о строительстве 5-й ветки, что вообще из области фантастики.
Удел киевского метрополитена – это чинить эскалаторы по году! В это время Шанхайском метро эскалатор монтируется в течении нескольких часов, уже введены в строй горизонтальные эскалаторы и заработала линия маглева, описание которого еще несколько лет назад можно было встретить только на страницах фантастических романов. Нет, это не преувеличение, у нас чинят именно по году! Стоит, к примеру, отметить ремонт эскалаторов на станции Арсенальная и Золотые ворота. Последнюю, кстати, будут закрывать на вход в часы пик и так будет на протяжении года, пока не закончат ремонт эскалатора!
Киевский метрополитен уже давно стал объектом шуток и высмеиваний киевлян. Все это еще накладывается на уставшие мосты, наводнения, ломающиеся асфальты и другие проблемы, с которым сталкивается Киев. Интернет пестрит заголовками о коррупционных скандалах, в которых замешано руководство или чиновники столичной подземки: «Киевский метрополитен попал в скандал из-за отсутствия аптечек на станциях метро», «Киевский метрополитен подозревают в "вентиляторном" откате», «Главный бухгалтер киевского метрополитена подозревается в нанесении убытков на 26 млн грн.» – вот далеко не полный список дурной славы киевского метро.
Что интересно, предприятие «Киевский метрополитен» считается убыточным, хотя годовой пассажиропоток около полумиллиарда человек, что довольно немало. Логично было бы предположить, что и сотрудники киевского метрополитена живут довольно бедно, получая вовсе не заоблачные зарплаты.
А вот тут начинается самое интересное. При всего лишь поверхностном анализе электронных деклараций чиновников киевского метрополитена можно сделать вывод, что они – отнюдь не церковные мыши. На счетах не самых видных чиновников столичного метро лежат десятки тысяч долларов, в их собственности находятся дорогие особняки, внедорожники. Как же они заработали такие средства в убыточном предприятии?
Чтобы не быть голословными проанализируем всего несколько деклараций чиновников киевского метрополитена.
Вот, например некая Гетманенко Ирина Ивановна – начальник дистанции движения Святошино-Броварской ветки. Думаю, ее доходам позавидовали бы многие чиновники московской подземки, где реально метро развивается и считается доходным предприятием.
Еще в 2016 году эта дама могла похвастаться квартирой в Киеве площадью 52 кв.м., несколькими загородными особняками (дин из которых для приличия переписан на мужа), земельными участками и 50 000 долларов наличных средств. При этом годовая зарплата пани Ирины в 2016 составила аж 168386 гривен, а в 2017 и вовсе смешную сумму 21340 гривен. Впрочем, в 2018 Ирина Ивановна разжилась уже на 324401 гривну официальной зарплаты. Теперь точно можно прикупить новый домик в Хотове или Княжичах, а то и, чем черт не шутит, где ни будь на теплом испанском берегу.
А вот непосредственному начальнику пани Ирины, начальнику службы движения Сергею Ткачуку, в жизни повезло намного меньше. Всего-то один несчастный MITSUBISHI OUTLENDER 2.0 2013 года выпуска. Видимо, в киевском метро действует особый закон распространения материальных благ: «Чем мельче чиновник – тем он богаче».
К примеру, старший кассир станции «Вокзальная» Валентина Посипайко в 2017 году получила во владение целую латифундию – почти 43 гектара земли в Черниговской области (привет земельной реформе!).
А вот начальник эскалаторной службы метрополитена – Мягкий Николай Григорьевич. Пока вверенная ему служба усердно чинит эскалаторы (1 эскалатор в год), пан Мягкий преумножает недвижимое и движимое имущество: три земельных участка в Черниговской области, четыре квартиры в Киеве и небольшой садовый домик. Между своими владениями Николай Григорьевич перемещается на Mitsubishi Grandis, и по примеру Ирины Гетманенко хранит в твердой валюте 35 000 долларов.
Как видим, «убыточный» метрополитен является убыточным только для бюджета города, а для некоторых своих сотрудников это очень даже прибыльное место.