Спасет ли Джаред Кушнер синагогу в Подгайцах?
Синагога до обрушения
Два месяца назад многие украинские СМИ сообщили о том, что в ходе проливных дождей обрушилась одна из опор оборонной синагоги XVI века в Подгайцах Тернопольской области. Через несколько дней о происшествии забыли, что, впрочем, неудивительно — в Украине сотни памятников архитектуры находятся в аварийном состоянии, из них восстанавливаются единицы.
Первое упоминание о еврейской общине в Подгайцах относится к 1552 году — иудеи селились к югу от площади Рынок и платили подушный налог в размере 20 злотых. Костел, церковь и синагога появиись в городе примерно в одно и то же время и, кроме сакральной, носили оборонительную функцию. Подгайцы в то время — классический средневековый «город-крепость», отсюда и аскетичная архитектура синагоги, защищавшей южный участок центра города. Хотя масштабы здания свидетельствуют о состоятельности общины.
XVIІ век стал для местных евреев временем испытаний — восстание Хмельницкого, набеги татар и турок, польско-казацкие войны… Тем не менее уже к началу XVIII века иудеи составляют большинство горожан, а с упадком армянской общины занимают ключевые позиции в сфере торговли. В 1765 году в Подгайцах проживает 1 079 евреев, в основном, приверженцев разных хасидских дворов — рядом с Большой синагогой стояли молельные дома чортковских и белзских хасидов.
В 1788 году из 33 магазинов на площади Рынок 21 принадлежал евреям, в 1824-м таких магазинов было уже 24. В 1820 году Подгайцы получили право на проведение 11 ярмарок ежегодно, хотя часть евреев в это время перебрались в более крупные торговые центры.
Так когда-то выглядела синагога
Во второй половине XIX века община вновь укрепляется, на первых выборах в городской совет в 1874 году евреи получили 18 мандатов из 30. В 1889 году заместителем бургомистра избран Исидор Лилиенфельд. После пожара в том же году, уничтожившего три четверти города, французский меценат-еврей барон Прий сделал щедрое пожертвование в пользу пострадавших вне зависимости от национальности.
На исходе века евреи составляют 2/3 населения города, здесь возникают отделения многочисленных еврейских организаций и партий, открываются светские и религиозные школы.
К началу Первой мировой в Подгайцах насчитывается 3 754 еврея. 200 домов было разрушено в ходе российской оккупации и военных действий, Подгайцы не раз оказывались на линии фронта.
Осенью 1918-го в городе ненадолго устанавливается власть ЗУНР, которая приобретает в Вене печатные станки и передает их владельцу типографии — еврею Вайнлесу, чье оборудование русские войска уничтожили при отступлении в 1917-м. В благодарность Вайнлес бесплатно выполняет заказы украинских организаций.
В центре городка
Впрочем, ЗУНР вскоре сменили большевики, а потом поляки — до начала Второй мировой Подгайцы были в составе Второй Речи Посполитой. Это время политической и социальной активности общины — открывается Еврейский кооперативный банк, создается футбольный клуб «Маккаби», в Большой синагоге отмечаются не только праздники, но и сионистские памятные даты, вроде годовщины Декларации Бальфура.
По состоянию на 1939 год в этом уездном центре Тернопольского воеводства проживало 3200 евреев — чуть больше половины населения. Война пришла в Подгайцы с передовыми частями вермахта 4 июля 1941-го. В первую военную зиму многие евреи умерли от голода и тифа, в Йом Кипур 1942 года около тысячи человек депортировали в Белжец, спустя месяц вывезли еще 1200 несчастных, остальные были уничтожены в ходе трех массовых расстрелов. После освобождения в июле 1944-го в Подгайцы вернулись 50 евреев, да и те вскоре покинули свои дома.
Так что сегодня о еврейской истории города напоминает разве что кладбище да синагога. Кладбище, на месте которого предполагалось построить универмаг, спас Моше Хабер, жена и пятеро детей которого погибли в Холокосте. Старейшее из сохранившихся надгробий датируется 1647 годом, самое новое — 1952-м, всего здесь осталось 1350 мацев.
На еврейском кладбище
Синагоге, расположенной в двухстах метрах от кладбища, повезло меньше. До недавнего времени можно было полюбоваться нишей, декорированной барокковой каменной резьбой и украшавшей вход плитой с надписью: «Это врата Господни, праведники в них войдут» (Теилим 118:20). Но, как мы писали в прошлом году, говорить об этих артефактах можно лишь в прошедшем времени — они украдены.
Здание десятилетиями было заброшено и пребывало в аварийном состоянии, хотя в последние годы энтузиасты пытались вести консервационно-восстановительные работы. Все-таки речь о самом старом строении города и памятнике архитектуры национального значения. Возможно, еще год-другой, и синагога приобрела бы более или менее пристойный вид, но стихия рассудила иначе. Еврейской общины в городе нет, муниципальным властям вряд ли под силу профинансировать масштабную реконструкцию, остается надежда лишь на… Джареда Кушнера. Не удивляйтесь, еще несколько лет назад стало известно, что прадед Джареда по материнской линии — родом из Подгайцев. В 1990-е мама будущего зятя президента США приезжала в Украину, разыскивая могилы предков. Неизвестно, насколько силен у г-на Кушнера сантимент к истории «украинской» ветви своей семьи, но помощь миллиардера в данном случае могла бы спасти одну из наиболее старых оборонных синагог в Украине.
Александр Файнштейн, специально для «Хадашот»