Банкир генпрокурора: Игорь Мазепа прикрывает нелегальный бизнес семьи Луценко
Игорь Мазепа служит кошельком Юрия Луценко
Владелец ИК "Конкорд Капитал" Игорь Мазепа служит не только бизнес-интересам олигархов, но и высоких чиновников. С 2016 года банкир управляет активами, принадлежащими семье генпрокурора Юрия Луценко
С тех пор, как с 1 января 2014 г. владение бизнесом в Украине стало несовместимо с полномочиями власти, украинские чиновники проявляют недюжинную изобретательность в сокрытии своих бизнес-активов.
Закон о противодействии коррупции гласит, что чиновник обязан избавиться от частного интереса в течение 10 дней после вступления в должность, передав в управление другому лицу принадлежащие ему предприятия и корпоративные права в порядке, установленном законом".
Правоохранительные органы обязаны фиксировать и расследовать факты нарушений, в суд — выносить по ним окончательный вердикт. Однако, как показывает практика, взывать к правосудию бессмысленно, ибо борьба с коррупцией не заходит дальше "підозр", и все больше напоминает спортивную охоту – поймали, сфотографировали, отпустили.
Оно и не мудрено, ведь главный "охотовед", генпрокурор Юрий Луценко сам не прочь подзаработать на секретных бизнес-активах. Вот только все тайное рано или поздно становится явным, даже если твою черную бухгалтерию ведет такая "акула" бизнеса, как Игорь Мазепа.
Владелец инвестиционной компании "Конкорд Капитал" имеет репутацию верного служителя интересам украинских олигархов и высоких чиновников, беспристрастно делающего для них даже грязную работу — скупку-продажу активов предприятий по заниженным/завышенным ценам, рейдерство и т.д. С недавних пор список клиентов Игоря Мазепы пополнила и фамилия Луценко. И не только в лице Юрия Витальевича, а всей семьи. Бизнес то, хоть и подпольный, но семейный.
Скандальный бизнес министра МВД
В конце июня 2018 года АМКУ выдал разрешение компании ООО "Просат", принадлежащей китайскому телекоммуникационному оператору Xinwei, на приобретение контрольной доли в уставном капитале компании ООО "Украинские новейшие телекоммуникации" (UNTC). Конечным бенефициаром UNTC является Игорь Мазепа, владеющий 100% активов компании через кипрский офшор Авалия Инвестментс LTD.
ООО "UNTC" — поставщик услуг передачи данных по оптоволоконной и радиосетям, а также официальный провайдер оператора мобильной связи "UMC", работающий в Украине с 2005 года. Функционирует он в 8 областях страны, столице и Киевском регионе. Средне годовая выручка предприятия колеблется в пределах 20 млн грн.
До покупки компании Игорем Мазепой, у нее сменилось 3 владельца, но даже не смотря на это, СМИ до сих пор продолжают связывать ее с семьей Луценко.
Во-первых, в UNTC с самого ее основания работала супруга Юрия Витальевича Ирина Луценко, сначала на должности финансового, потом административного и коммерческого директора (по совместительству). Окончательно покинула компанию Ирина Степановна только в 2012 году, когда сменила директорское кресло на более мягкое и комфортное кресло депутата ВРУ 7-го созыва от партии "Батькивщина".
Во-вторых, в 2007 году компания попала в коррупционный скандал, связанный со структурой МВД. Издание "Украинская правда" опубликовало документ, подписанный тогдашним заместителем министра МВД Александром Новиковом, в котором он в принудительном порядке обязывал структурные подразделения, пользующиеся услугами различных операторов мобильной связи, перейти на тарифные планы UNTC. Напомним, что в тот период МВД возглавлял Юрий Луценко, а официальными владельцами UNTC являлись его старые знакомые еще по Ровно Юрий и Елена Воскобойниковы.
Правда, когда СМИ обнародовали эту информацию в 2009 году, UNTC спешно сменила владельца. Им стал тесть министра и отец Ирины Луценко Степан Нарембик. Впрочем, семейному бизнесу факт близкого родства нисколько не помешал, а пошел только на пользу. В декабре того же года UNTC выиграла тендер на поставку МВД аудио- и видеозаписывающей аппаратуры на сумму 437 тысяч долларов.
А потом власть сменилась, и Юрию Витальевичу стало не до бизнеса. Режим Януковича обвинил его в завладении государственным имуществом в особо крупных размерах путем злоупотребления служебным положением по предварительному сговору группой лиц.
Это была вторая с 2006 года попытка ГПУ посадить Луценко, которая на сей раз увенчалась успехом. Суд приговорил бывшего министра к 4 годам лишения свободы с конфискацией личного имущества. Пока шли судебные тяжбы, а за ними арестантская жизнь Юрия Витальевича, его супруга от греха подальше опять сменила номинального владельца UNTC. Теперь им стал Ярослав Максимец – помощник Ирины Степановны на должности нардепа.
7 апреля 2013 года Юрий Луценко вышел по амнистии, а после Революции достоинства был реабилитирован как политзаключенный.
Второй майдан, как и первый, буквально вынес Луценко на гребне волны в большую политику. Он возглавил партию "Блок Петра Порошенко" в парламенте, а Ирина Луценко, покинув ряды БЮТ, быстро заняла место одного из лидеров новой политической силы.
Семье снова стало не до бизнеса, особенно, после назначения Юрия Витальевича на пост генпрокурора. Тут то и появился Игорь Мазепа.
Бизнесмен выкупил UNTC, но, как и все предыдущие наемные лица, остался номинальным, а не реальным владельцем бизнеса. Компания даже зарегистрирована по адресу, где находится бизнес-центр "Сити коннект" (бывший "Лотос"), принадлежащий сыну Луценко Александру. То есть, по факту ничего не изменилось, UNTC арендует офис у фирмы Луценко, у нее тот же директор, тот же адрес, чтобы ни у кого не возникало лишних вопросов.
Миллионы на недвижимости
Сам же Александр Луценко получил бизнес-центр "Лотос" "в наследство" от матери. Интересно, что офисное здание площадью 2 170 кв.м. было приобретено в июле 2006 года, то есть, когда Юрий Луценко возглавлял МВД. В то время стоимость одного кв. м. недвижимости в центре Киева достигала 2-2.5 тысяч долларов. Где семья чиновника нашла 5 млн. долларов на покупку здания, до сих пор остается загадкой. Учредителем ООО "Бизнес центр "Лотос" стал Степан Нарембик, а затем и сама Ирина Луценко. В 2012 году бизнес был "подарен" старшему сыну.
Спустя 4 года семья Луценко попала в еще один скандал с недвижимостью. На этот раз отличился Александр. Выяснилось, что он зарабатывает на аренде 6 квартир и 2 нежилых помещений 4-этажного дома на Печерске по ул. Эспланадная, 32В. При этом вся недвижимость формально принадлежала пенсионерке из Киевской области Светлане Рыженко. По странному стечению обстоятельств она работала бухгалтером под руководством Ирины Луценко в UNTC, владельцем которого сегодня является Игорь Мазепа.
Пенсионерка якобы приобрела недвижимость в 2009 году, когда Юрий Луценко еще был министром МВД, и все это время сдавала в аренду, вопросами которой занималась компания "Бизнес-центр "Лотос" Александра Луценко.
За какие средства были приобретены квартиры на Печерске, пенсионерка, живущая в скромном деревенском доме, так и не смогла внятно ответить. Зато ответил Юрий Луценко, заявив на своей странице в Фейсбуке, что никто из его семьи не владеет и никогда не владел домом на Эспланадной, 32В, чем вызвал бурную реакцию подписчиков. Глава "Центра противодействия коррупции" Виталий Шабунин открыто обвинил Генпрокурора в манипуляции, подчеркнув, что никто и не утверждает о факте владения, так как формально дом записан на 67-летнюю бухгалтершу Ирины Луценко.
Скандал помог замять соратник Ирины Луценко по БПП и владелец фармкомпании "Дарница" Глеб Загорий. Он заявил, что одолжил Светлане Рыженко денег на покупку квартир, но поскольку женщина не смогла вернуть долг, они договорились, что недвижимость перейдет в собственность Загория по оценочной стоимости с учетом проведенного ремонта.
Любопытно, что Глеб Загорий входит в неформальную группу Александра Третьякова, другого депутата от БПП, который финансировал суды Юрия Луценко, а также его политическую кампанию по "Самообороне" и в качестве лидера блока "Солидарность". Благодетельств Третьякова не скрывает и Ирина Луценко, а дружеские отношения Загория, Третьякова и Луценко подтверждаются неоднократными неформальными встречами генпрокурора с депутатами, а также приглашением их на свадьбу сына.
Игорь Мазепа и компания
Не случайно в их компании оказался и Игорь Мазепа. Загорий и Третьяков имеют общие бизнес интересы с бывшим руководителем АП Борисом Ложкиным, который, в свою очередь, находится в доверительных отношениях с Игорем Мазепой. В 2013 году банкир помог Ложкину выгодно продать медиахолдинг UMH, чем заслужил расположение не только его самого, но и его бизнес-партнеров, в том числе, Луценко.
Это в очередной раз подтверждает правило, что случайных людей в провластных кругах не бывает, да и вряд ли нашлась бы лучшая кандидатура для выгодной продажи бизнес-актива прокурорской семьи, чем Игорь Мазепа.
Сегодня происходит очередная смена власти. Борис Ложкин уже давно не глава АП, Юрий Луценко рискует сложить свои прокурорские полномочия и остаться за политическим бортом, Блок Петра Порошенко доживает в Раде последние дни, и только Игорь Мазепа остается бессменным участником коррупционного дерибана, которым в Украине занимается любая власть, какой бы по счету она не была.
Напомним, что в конце июня текущего года представитель президента Зеленского в Кабмине Роман Герус объявил об отмене энергетической формулы "Роттердам+", что спровоцировало уменьшение стоимости электроэнергии для промышленных предприятий. Наибольшую выгоду от этого решения получили ферросплавные заводы Игоря Коломойского, доля энергозатрат в себестоимости продукции которых достигает 50%.
До прихода в команду нового президента, Роман Герус много лет работал в "Конкорд Капитал" Игоря Мазепы. Коломойский и Мазепа, в свою очередь, – давние партнеры. Весной 2019 года кипрская компания Overin Limited, подконтрольная инвестиционной группе "Конкорд", приобрела в интересах олигарха сеть крупнейших цементных заводов в Украине.