Семейный подряд: отец и сыновья Чайки
Генпрокурор России Юрий Чайка никогда не считал ситуацию, при которой он занимает высокий пост, а его дети занимаются бизнесом, щекотливой. Но в США и ЕС считают иначе. Сам Юрий Чайка и его старший сын Артём уже находятся под санкциями. На очереди – Игорь. За нарушение «крымских санкций» и сомнительные операции, связанные с отмыванием государственных средств, международный проект sanctions2020 включил их в список лиц, поддерживающих режим Путина
Российская политическая элита редко бравирует темой Крыма. Тем более, если это касается их бизнесов на оккупированном полуострове. Исключением из этого правила стал младший сын генерального прокурора РФ Юрия Чайки – Игорь Юрьевич Чайка. В мае 2018 года последний объявил о том, что он планирует развивать туристическую инфраструктуру в Крыму. «Я веду бизнес на всей территории РФ, более того, мы активно двигаемся по размещению туристических объектов на территории Крыма. Я веду активно бизнес на территории России. И в Крыму буду вести бизнес, и мне санкции, как говорится, побоку», – заявил бизнесмен. По словам Игоря Чайки, проблем из-за введения антироссийских санкций он не ощущает. «Я абсолютно не сталкиваюсь ни с какими проблемами», – сказал он журналистам. Игорь Чайка стал учредителем строительной компании – ООО «ЮБК». По данным Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), его компания занимается строительством жилья и гостиниц.
Буквально на днях, в перерыве между сессиями Петербургского международного экономического форума Игорь Чайка рассказал журналистам, что у его компании есть договоренности о приобретении нескольких санаториев советского периода постройки на Южном берегу Крыма. На данный момент представители Чайки находятся на финальном этапе покупки объектов. По данным СМИ, первым приобретенным объектом может стать санаторий «Зори России», который принадлежит Управделами российского президента. Санаторий «Заря» вступил в эксплуатацию в 1985 году, через год приказом 4-го Главного Управления при Минздраве РСФСР переименован в санаторный комплекс «Зори России». После 1991 года носил название «Зори Украины». Располагается в 27 км от Ялты в районе Понизовки, в горном амфитеатре между Симеизом и Форосом, который окаймлен мысами Кикенеиз и Узун. Включает в себя пять корпусов, соединенных в одно здание, лечебный корпус, киноконцертный зал на 500 мест, рестораны и бары, тренажерный зал. Площадь территории санатория – почти 10 га.
Госконтракты и подряды
Примечательно, что Игорь Юрьевич – младший сын Юрия Чайки, единственный в семье, кто пока остается вне санкций. Хотя аналитики Фонда борьбы с коррупцией российского оппозиционера Алексея Навального считают, что дети Чайки еще с 2013 года «прокручивают» через швейцарские счета колоссальный поток финансовых средств из России. Речь шла о юридической фирме с офисом в Лозанне – F.T.Conseils.
В конце 2015 года Фонд борьбы с коррупцией (ФБК) опубликовал расследование, посвященное бизнесу сыновей генпрокурора России Юрия Чайки. Расследование продолжалось в течение полутора лет. Все факты, раскрытые в ходе расследования, представлены в 40-минутном фильме.
В расследовании ФБК утверждается, что Игорь Чайка «имеет многомиллиардный бизнес, полностью завязанный на госконтракты» и «выигрывает господряды по всей стране – от оснащения олимпийских дорог до высаживания деревьев в столичных парках». Только в 2015 году, по оценкам газеты «Ведомости», портфель заказов компаний Игоря Чайки превышал 300 млрд рублей. Самый большой его бизнес – выполнение подрядных работ для РЖД и Москвы. Агентство РБК в своем расследовании также выяснило, что компания, связанная с младшим сыном генпрокурора, получила 15-летний контракт на вывоз мусора в районах Москвы.
В 2016 году Игорь Чайка зарегистрировал компанию «Русский экспорт», которая занимается оптовой торговлей зерном, семенами и кормами для сельскохозяйственных животных, а также оптовой торговлей кофе, чаем и какао. Компания консолидирует товары российских производителей и осуществляет их транспортировку, таможенное оформление, сертификацию и дальнейшую продажу в Китай.
В конце марта 2017 структуры Игоря Чайки стали собственниками в крупнейшем производителе железобетонных шпал в России компании «Бетэлтрансе». Помимо этого, Игорь Чайка занимается проектами в Иране.
Подмена Артема
Хотя до 2015 года бизнес-проекты семьи всецело курировал старший сын Юрия Чайки – Артем. В 2014 году он выкупил у РЖД убыточную компанию, объединявшую почти два десятка щебеночных заводов. К тому же старший сын генпрокурора является монополистом рынка пищевой соли, контролируя крупнейшего производителя соли в Сибири и на Дальнем Востоке компанию ВСТПК и завод в Калужской области, который разрабатывает Воробьевское месторождение каменной соли.
Но Артему Чайке пришлось уйти в тень после того, как в конце 2015 года ФБК Алексея Навального опубликовал расследование по факту причастности генпрокурора Юрия Чайки и его сына к криминальной деятельности. В частности, они подозревались в сотрудничестве с семейством Цапков – Анжелой-Марией и Сергеем Цапок. Последний осуждён на пожизненное лишение свободы за совместную с Вячеславом Цеповязом организацию убийства двеннадцати человек, в том числе четырёх детей.
По данным ФБК, Артем Чайка владеет обширной недвижимостью в Европе. Помимо греческого отеля Pomegranate, Артем Чайка владеет еще виллой с видом на Афон. К тому же российские СМИ называют Артема Чайку – резидентом Швейцарии. В неофициальной базе швейцарских адресов указано, что он живет на вилле в деревне Фоне под Женевой, однако этот дом оформлен на другое лицо – некоего Богдана Лисуренко. Но интереснее другое. Артем Чайка хранит деньги в швейцарских банках, причем счета его обслуживает юридическая контора Мурата Хапсирокова, сына Назира Хапсирокова, бывшего управделами Генпрокуратуры, а ныне сенатора от Адыгеи. Партнер в этой фирме – экс-глава Миграционного управления кантона Во Франсуа Тарен, который в 90-е годы помог купить дом одному из лидеров Солнцевской ОПГ Сергею Михайлову по кличке Михась.
«Клановые» ценности
Откуда деньги, которые Чайки хранят в Швейцарии? Журналисты полагают, что из незаконно захваченных государственных предприятий. Одно из них – Верхнеленское пароходство. Экс-директор пароходства Николай Паленный в 2003 году обвинил Чайку в рейдерском захвате, а через несколько дней Паленный был найден повешенным у себя в гараже. Согласно заключению судмедэксперта, он был убит, но прокуратура отказалась завести дело. В это время заместителем прокурора Иркутской области была Альбина Ковалева, которая, по данным «Новой газеты», очень близка к семье Юрия Чайки (он сам работал в Иркутске).
Чайки завладели и рядом других крупнейших предприятий по всей России, некоторые из них ранее были государственными. Среди активов, которые называются частью бизнес-империи семьи Чайки, – Тыретский солевой рудник, упомянутое выше Воробьевское месторождение в Калуге, «Первая нерудная компания», ранее принадлежавшая РЖД, «Сибирский элемент» и другие.
Собственно «русские коррупционные деньги» давно стали головной болью для всей Европы. На них покупается недвижимость, роскошные яхты и произведения искусства, а также вносятся пожертвования в фонды европейских политиков и финансируются «левые» политические движения. Патрисия Морейра, управляющий директор международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International, так прокомментировала российскую коррупцию в Европе: «Европейская банковская система должна стать огненной стеной, останавливающей коррупционные деньги, выводимые из России или из любых других стран. Вместо этого мы снова и снова видим, как легко отмываются и укрываются доходы от коррупции, уклонений от уплаты налогов, другой преступной деятельности в Европе. Все что нужно для этого – анонимные офшорные компании и один или два не очень скрупулезных банка, готовых закрыть глаза. Без более эффективного контроля за банками мы станем свидетелями еще большего числа скандалов, подрывающих всю банковскую систему ЕС».
Международный проект sanctions2020.com внес Юрия Чайку, Артема Чайку и Игоря Чайку в санкционный список коррупционных политиков и бизнесменов России.