Внимание: продается замок!
Государство, не имеющее денег на уход за уникальными львовскими замками, подумывает отдать их в «надежные богатые» руки
Старинные львовские замки, являющиеся памятниками архитектуры и находящиеся под охраной государства, требуют реконструкции и реставрации. Однако чиновники денег на это, к сожалению, не находят. Государственные мужи видят хороший способ избавиться от необходимости ремонтировать архитектурные творения: передать замки в концессию.
Прошлогоднее постановление Кабмина о разрешении передачи в концессию двух замков Львовской области (Свиржский и Старосельский), а также дворца в Тартакове, подхвачено чиновниками «на ура!». На данный момент рассматривается вопрос о том, как предложить инвесторам еще 80 украинских замков. А первый конкурс по передаче в концессию Старосельского замка и Тартаковского дворца состоится уже в конце июля.
Вопрос передачи архитектурных памятников довольно спорный, т.к. предусматривает право не собственности, а управления объектом сроком от 10 до 50 лет. Кроме возможности использовать сооружение, управляющий должен реставрировать его за собственные средства. Безусловно, это является положительным фактором, если передаваемые объекты заброшены или пребывают в полуразрушенном состоянии. Однако, как оказывается, не все львовские замки, на которые «положили глаз» инвесторы, так уж безнадежны.
Например, это касается прекрасного замка Свиржский, ставшего известным многим согражданам благодаря культовому фильму «Три мушкетера». Согласно легенде, в знаменитом замке живет привидение польского монаха Яна Каспера, которого живьем замуровали в стене. Его душа с того времени не найдет себе упокоения, и иногда его якобы можно увидеть прохаживающимся по замку.
Как отмечает директор Львовской картинной галереи Борис Возницкий, идея с концессией здесь попахивает криминалитетом по нескольким причинам. Во-первых, если у государства есть желание улучшить состояние замка, его можно либо передать в аренду (деньги вложить в реставрацию), либо продать. А концессия, по словам Возницкого – просто средство для «отмывания» денег с помощью Свиржского.
Во-вторых, за 50 лет управления замком временный владелец сможет сделать с ним все что угодно, а с учетом не слишком активного контроля над соблюдением украинского законодательства, влияние на него будет минимальным.
Вместе с тем у идеи передачи львовских замков в частные руки есть много сторонников. Ведь, что ни говори, концессируемые объекты останутся в госсобственности. И Союз архитекторов Украины, который, конечно же, не имеет средств на реконструкцию, через полстолетия сможет вернуть замки под свою опеку. Это при условии того, что при подписании договора с инвестором будут установлен жесткий контроль и четкие сроки и требования по реставрации.
Тем временем история имеет много случаев передачи ценных культурных памятников в частное пользование, которые в итоге выглядят весьма плачевно. Так, несколько лет назад украинский бизнесмен за полмиллиона гривен приобрел в Старом Раздоле дворец графов Лянцкоронских (ХVIII век). Известно, что позже он вывез национальные раритеты за границу. Но на территорию «восстановленного» замка никого «чужого» владелец не пускает: частная собственность.
Другим примером может послужить замок Чарторыйских в Клевании. Он был передан ровенскими властями одной из местных компаний в 2006 году. Сооружение до сих пор так и стоит заброшенным.
Еще одним подводным камнем в вопросе передачи архитектурных строений является статус. Часто новые владельцы меняют название приобретения: с «замка», «дворца» или «музея» на коммунальное предприятие. Почему? Чтобы потом перестроить его в гостиницу, туркомплекс, частный санаторий или того хуже – торговый центр, как это уже произошло с несколькими «окомуналенными» объектами.
Сейчас коммунальные предприятия созданы на базе Закарпатского замка Шенборн, Музея леса урочища «Черная река» Межгорского района и нескольких объектов возле озера Синевир. Эксперты прогнозируют, что первым превратится в гостиницу Шенборн, возле которого уже построен огромный котлован.
Напомним, сейчас в Украине официально зарегистрированы 110 замков, крепостей и дворцов. Из них в относительно сносном состоянии находится лишь полтора десятка объектов. Остальные – практически превратились в развалины.