В Самборе сорван проект обустройства мемориального парка жертвам нацизма
Мэр города, еврейские активисты и участники АТО у стены еврейского кладбища, где шли расстрелы в годы войны
Не прекращаются попытки сорвать обустройство мемориального парка «Помни» в Самборе, где на еврейском кладбище в 1943 году нацистами были расстреляны около 2000 евреев. Камнем преткновения являются демонстративно установленные двадцать лет назад местными националистами три креста, присутствие которых на еврейском кладбище блокирует идею какого-либо мемориала. Кресты эти должны были торжественно перенести 1 ноября этого года на христианское кладбище, дав старт масштабному проекту под эгидой канадской организации «Українсько-єврейська зустріч» (UJE). Проект, стоимостью полмиллиона долларов, предполагает увековечение двух массовых еврейских захоронений, установку памятника жертвам нацизма всех национальностей и вероисповеданий, а также памятника 17 бойцам ОУН, расстрелянным Гестапо. С призывом перенести кресты с еврейского кладбища одновременно обратились к жителям Самбора предстоятель УГКЦ блаженнейший Святослав и глава УПЦ (КП) святейший патриарх Филарет, а десять лет назад подобное пожелание высказал даже внук лидера ОУН — Степан Бандера-младший, сообщает «Хадашот».
Тем не менее мэра и местных депутатов, поддерживающих создание мемориального комплекса, оппоненты называют предателями, а первый шаг к разрешению конфликта был сорван сообщениями о возможных провокациях.
Марк Фрайман | Мэр Самбора Юрий Гамар |
За комментариями и анализом сложившейся ситуации мы обратились к канадскому адвокату, члену правления UJE Марку Фрайману, чьи родители 17 месяцев прятались в подвале, оказавшись среди 100 евреев Самбора, переживших Холокост.
— Политические силы, выступающие против проекта, используют, в том числе и антисемитские лозунги, — говорит Марк. — Но это не просто антисемиты — они ненавидят иностранцев, интеллектуалов, власть в Киеве и т.д.
— У проекта есть и еврейские противники, утверждающие, что речь идет о мемориале убийцам евреев на еврейские же деньги.
— Я встречался с г-ном Эдуардом Долинским, распространяющим эту точку зрения, приводил ему факты, которые он, к сожалению, игнорирует. Местные жители рассказывают, что на окраине еврейского кладбища расстреляны 17 бойцов ОУН. Памятник им будет воздвигнут не как членам ОУН, а как борцам за независимость Украины, погибшим от рук Гестапо. Нет никаких данных, что они были замешаны в каких-либо антисемитских акциях.
Так что речь идет не о памятнике убийцам евреев и не о памятнике ОУН. Что касается еврейских денег, то и это — не так, поскольку весь проект финансируется благотворительной организацией UJE, во главе которой стоит известный филантроп украинского происхождения Джеймс Темертей.
— Как планируете реагировать на сопротивление проекту со стороны ряда депутатов Самборского совета? Предпочитаете тихую дипломатию или готовы бить во все колокола?
— Я всегда стараюсь избегать ненужной конфронтации. И не хочу разрушать связи с прогрессивно мыслящими представителями украинского общества, священниками УГКЦ и УПЦ КП. Это столь же дипломатический, сколь и конструктивный подход. Но деятелям, не соблюдающим достигнутые договоренности и нас атакующим, мы ответим тем же, о чем я готов заявить во весь голос.
Борис Вайнер