В Боярке открылся мемориал жертвам еврейского погрома
Общий вид мемориала
Эта история началась три года назад — с публикации старшеклассницы Александры Саржинской «Еврейская кровь. Деникинцы vs нацисты» (см. «Хадашот», №10, 2015). Девушка, занимавшаяся в историческом клубе, писала, что памятник жертвам Холокоста в ее родной Боярке на самом деле установлен на месте совсем другой трагедии. 3 сентября 1919-го по городку, который Шолом-Алейхем называл Бойберик, прокатился деникинский погром, жертвами которого стали более 60 евреев. Среди расстрелянных был и родной дядя еврейского классика Мотл Рабинович, к которому писатель часто приезжал из Киева.
Для Саши — ныне студентки Национальной художественной академии — это и личная история. В тот трагический день ее прапрабабушка Варвара Науменко шла с подружками через лес на базар. У лесного озера они услышали привычные для того времени звуки выстрелов и увидели выбежавшую из-за деревьев испуганную женщину: «Там евреев расстреливают. Я сбежала! Спасите меня!» Девушки начали снимать с себя одежду (поход на базар был сродни празднику, поэтому у женщин с собой часто было запасное, нарядное платье), переодели несчастную и помогли ей пройти контрольно-пропускной пункт.
Александра Саржинская с подарками от Украинского союза еврейских студентов
Когда бойцы Вооруженных сил Юга России, наконец, ушли, еврейская община установила здесь надгробие с настоящей датой трагедии. Памятник этот был разрушен много десятилетий назад, правда, фото с разрушенным захоронением попало в книгу исследователя Холокоста из США. Там его и увидели ребята из Украинского союза еврейских студентов и, не подозревая, что эта братская могила не имеет отношения к Шоа, восстановили памятный знак.
Когда открылась правда, консул Государства Израиль в Западном регионе Украины Олег Вишняков решил восстановить справедливость, реконструировав мемориал евреям — жертвам погрома.
На торжественную церемонию перед Краеведческим музеем Боярки собрались люди, которым небезразлично наше общее прошлое. Не секрет, что в годы войны многие жители Боярки и окрестных сел — Будаевки, Малютянки, Заборья — прятали евреев (в том числе и прапрадеды и прапрабабушки Александры Саржинской). Разумеется, Холокост не пощадил общину, но случаи выдачи местными жителями еврейских соседей практически не зафиксированы.
Мэр Боярки Александр Зарубин | Выступает Олег Вишняков |
Присутствующих поприветствовал Олег Вишняков, рассказав о предыстории мемориала, перед гостями выступили мэр города Александр Зарубин, глава еврейской общины Татьяна Янковчук и председатель Украинского союза еврейских студентов Анна Вишнякова. Но главное — впервые за 99 лет на могиле прозвучала поминальная молитва, прочитанная раввином Йонатаном Марковичем. По еврейской традиции, все участники положили на мемориал по камушку, почтив память жертв погрома.
В ходе церемонии Анна Вишнякова отметила важность публикации 2015 года в «Хадашот», поблагодарив Александру Саржинскую за активную позицию и неравнодушие к истории родного города.
Странно лишь, что после открытия, когда все имели возможность прочитать на табличке о ходе погрома в сентябре 1919-го, некоторых возмутила надпись на памятнике, мол, при чем тут деникинцы, ведь всем известны погромы армии УНР. И это при том, что каждый мог выяснить у присутствующих здесь историков все детали событий тех дней, зафиксированные в архивных документах.
Огорчает и то, что горожане на событие отреагировали довольно холодно — из местных (кроме представителей общины) пришли единицы. За мемориалом, еще до его реконструкции, ухаживала еврейская община, видя в этом свой долг. Но разве других жителей это не касается?
«Три года назад люди, впоследствии пиарившиеся на этой истории, отговаривали меня от написания статьи, — говорит Александра. — Мол, зачем тебе это — мы ничего не добились, так что изменит заметка девчонки?». Сегодня очевидно, что они ошибались, — справедливость восстановлена, а историческое полотно дополнено еще одним элементом.
Максим Суханов