Ананасы не той системы
Неделю назад Верховный Главнокомандующий пообедал в солдатской столовой
Наряд на кухню в армию долгие годы был в наших Вооруженных силах одним из самых ярких рудиментарных показателей совкового наследия, вокруг которого роились многочисленные нечистые на руку дельцы, не упускавшие шанса залезть в солдатский котелок со своей ложкой и отхватить от солдатского пайка лакомый кусок. Об этом сообщает "Зеркало Недели".
Приоткроем президенту и его "кухонному" окружению важную государственную тайну: снятие с солдат кухонной повинности было одним из важных этапов начатой в 2006 году реформы украинской армии, разработанной при непосредственном участии специалистов и советников из стран — членов НАТО. Вряд ли многие командиры и начальники забыли свинофермы, картофельные поля и склады с перепревшими овощами и протухшим мясом. Избавление от подобных рудиментов должно было содействовать укреплению боеспособности и приближению армии к стандартам НАТО.
Но, к сожалению, в нашей стране всегда найдутся мастера, превращающие окно возможностей в "билетную кассу". На страницах ZN.UA неоднократно появлялись материалы о злоупотреблениях в сфере обеспечения питания военных, о фактах разворовывания государственных средств и коррупции. Первые потуги по установлению контроля над системой аутсорсинга, финансовыми потоками и вводу "своих" компаний на рынок услуг по питанию начала делать команда экс-министра Ю.Еханурова, прославившаяся созданием "управляемых" тендеров и закупками дорогущей колбасы. Именно эти потуги и привели в конечном итоге к скандальному увольнению министра Верховной Радой.
В гораздо худшем положении оказался сбежавший в Беларусь экс-министр М.Ежель, прославившийся тем, что "простил" своим приказом коммерсантам от питания многомиллионные долги за коммунальные услуги, покрыв их за счет средств государственного бюджета.
Особую лепту в тему питания солдат внес сбежавший в Россию экс-министр обороны Д.Саламатин, решивший вернуть военным "боевых" свиней.
Сразу оговоримся, что все приведенные автором в тексте документы и цитаты из них не являются государственной тайной, но вполне могут быть основой для формирования доказательной базы.
Как сообщалось, две недели назад 12 войсковых частей Вооруженных Сил Украины перешли на новую систему питания, а по заявлению Главного управления развития и сопровождения материального обеспечения ВСУ, за прошедшее с той поры время к ним должны были присоединиться еще 50 частей. По информации Главного управления, к рациону военнослужащих добавили йогурты, соки, бананы, киви, арбузы и ананасы. Так выполняется приказ Министерства обороны №12 от 12.01.2018 "О переходе воинских частей (учреждений, заведений) ВСУ на систему продовольственного обеспечения с применением каталога продуктов питания", являющийся логическим продолжением внедряемого в армии с 2015 года эксперимента.
Как и положено, до массового внедрения эксперимент должен был на примере единичных подразделений показать все преимущества и недостатки новшества. Которое оценивалось на разных уровнях. Так, в 2016-м Счетная палата указывала на увеличение стоимости питания по каталогу на 30–40% по сравнению с прежней аутсорсинговой системой; отсутствие конкуренции; низкий уровень готовности частей к возврату к военным поварам; на то, что реализация эксперимента увеличила затраты из госбюджета на 60%.Прошлым летом на совещании в Минобороны начальник Генерального штаба и главнокомандующий ВСУ Виктор Муженко констатировал, что части, вышедшие было на соотношение "боевые подразделения/подразделения обеспечения" в пределах 70х30 — после перехода "на каталог" вернулись на уровень 50х50. "Это то, от чего мы отходили 10 лет, а теперь к нему снова возвращаемся", — сказал генерал армии. Не будучи услышанным, он официально писал министру обороны генералу армии Степану Полтораку: в случае расширения эксперимента в 2019-м продовольственная служба "съест" 15 233 боевые единицы, что "ориентировочно будет равно численности четырех механизированных бригад".
Но неделю назад Верховный Главнокомандующий пообедал в солдатской столовой. "Небо и земля" — так военные сравнивают новый рацион питания с прежним. И мне приятно слышать, что наша работа — не напрасна. С середины 2000-х годов система питания в ВСУ была полностью разрушена. И то, как она изменилась с 2014 года — это символ перестройки наших Вооруженных сил", —так отреагировал Петр Порошенко.
Напомню, Петру Алексеевичу, что переход на обеспечение питания военнослужащих на принципах аутсорсинга был осуществлен в рамках Государственной программы развития Вооруженных сил Украины на 2006–2011 годы, предусматривавшей высвобождение войск от выполнения несвойственных функций, а также введения в этой сфере стандартов, принятых в вооруженных силах стран НАТО. Возвращение военнослужащих на кухню отнюдь не может быть символом перестройки армии. В 2007 году, учитывая наличие в армии 477 солдатских столовых, реформа в этой сфере позволила "освободить" из совкового кухонного плена 5700 военнослужащих, заступавших ежесуточно в наряды на кухню. Это почти 20% списочной численности военнослужащих срочной службы.
Мы не сомневаемся, что главковерха накормили хорошо, но вынуждены учитывать не только реакцию вкусовых рецепторов. "Работы не начаты в 12 столовых войсковых частей…"; "выполнены работы от 5 до 15% в 11 столовых войсковых частей…"; "169 УЦ (пгт Десна) из 4-х запланированных столовых капитальный ремонт завершается только в одной…"; "создалась критическая ситуация касательно обеспечения новым технологическим оборудованием вышеуказанных столовых..." Это — выдержки из письма командующего Сухопутными войсками генерал-полковника Сергея Попко заместителю министра обороны генерал-лейтенанту Олегу Шевчуку. "Такое положение вещей ставит под угрозу выполнение приказа Министерства обороны №12 от 12.01.2018, — предупреждает Попко. — И создает негативные последствия в организации полноценного питания личного состава". Документ датирован 27 сентября с.г. — за месяц до объявленного перехода частей ВСУ на питание "по-новому".
Если просмотреть "сводки с полей", то рапорт о переводе 62 частей на новую систему питания вызывает все больше вопросов: в/ч А1325 (с. Алтестово, Одесская обл.), в/ч А1275 (Мариуполь) — столовые отсутствуют от слова "вообще"; в/ч А3163, А2802 (Николаев), в/ч А2613 (Болград) — питание воинов осуществляется в помещениях иных подразделений, имеющих пропускную способность в разы меньшую от числа личного состава на довольствии; в/ч А2777 (Николаев) — столовая требует немедленной реконструкции и капитального ремонта. Список неполный. От себя заметим, что при "полностью разрушенной системе питания с середины 2000-х", когда армию кормили "под ключ" гражданские фирмы (по примеру, кстати, НАТО, куда мы так стремимся), они же, эти компании на аутсорсинге, закупали технологическое оборудование, осуществляли ремонт столовых и производственных помещений. В результате чего освобождали военных от невоенной работы, благодаря чему и была достигнута пропорция 70х30 в пользу боевых подразделений.
Возникающие вопросы достигли такого масштаба, что 16 октября с.г. начальник Генштаба снова писал министру обороны: "Переход на систему продовольственного обеспечения по каталогу содержит такие риски относительно ее функционирования: неготовность столовых войсковых частей к эксплуатации <…>; низкая укомплектованность специалистами продовольственной службы". Виктор Муженко еще раз пытается объяснить Степану Полтораку, что повара не будут работать за существующую зарплату в 3100 грн ("укомплектованность специалистами продовольственной службы войсковых частей, которые размещены в городах, составляет 10%").
У подозрения, что новая система питания с ананасами — граната "не той системы", есть еще одно основание. Следственным отделом Главного управления СБУ в Киеве и Киевской области "расследуется уголовное производство №42018110350000024 от 12.03.2018", — официально сообщает заместитель начальника департамента контрразведки СБУ, начальник Главного управления военной контрразведки Сергей Левченко. "По признакам преступления, — раскрывает суть дела генерал-майор, — предусмотренного ч.2 ст.426-1 УК Украины, в соответствии с которой 19.01.2017 должностные лица МО Украины, превышая свои служебные полномочия, действуя в условиях особого периода, кроме военного положения, вопреки положениям Закона Украины "О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей" утвердили Концепцию реформы продовольственного обеспечения ЗС Украины касательно перехода на новую систему питания и, в дальнейшем, издали приказы от 21.03.2017 №157 и от 12.01.2018 №12, в каковых определили конкретные воинские части и сроки их перехода на новую систему продовольственного обеспечения с применением каталога продуктов питания, из-за чего увеличили затраты бюджета вопреки закону, в результате чего государство испытало тяжелые последствия. В настоящее время продолжается досудебное расследование и используются все предусмотренные действующим законодательством мероприятия".
"Половина армии будет на новой системе питания", — докладывает присутствовавший на последнем обеде в солдатской столовой Верховного Главнокомандующего советник министра обороны Юрий Бирюков. И рапортует, что лишь в прошлом году из бюджета "130 миллионов гривен, потратили на ремонт столовых и закупку оборудования".
Кто бы напомнил советнику, что гордиться количеством освоенных фондов, — это такой махровый совок, о котором даже заикаться стыдно. А как быть с тем, что компании, ранее работавшие на аутсорсинге и отвечавшие за весь производственный цикл до подачи солдату на стол, теперь, низведенные до уровня снабженцев, видят, как доставленные ими в районы проведения Операции объединенных сил продукты не доходят до солдата, но ничего с этим поделать не могут? Они прямо называют новую систему "новой схемой воровства" и удивляются, почему советник министра, похваляясь сотнями затраченных государственных миллионов (будто это его деньги), без устали проповедует "экономность" экспериментального питания ВСУ.
"Падение уровня жизни людей, бедность, финансовые проблемы подавляющего большинства украинцев — большая социальная цена российской агрессии", — совершенно справедливо говорил президент Украины два года назад. "Бедность большинства украинцев является прямой угрозой нацбезопасности страны", — не изменил он своей оценки состояния финансовых дел страны прошлой весной.
Дефицит государственного бюджета Украины в январе–сентябре2018 года составил 7,3 млрд грн, сообщила буквально на днях Государственная казначейская служба Украины.
Тем не менее наш оборонный комплекс уж который год финансируется на приоритетных началах. Проект бюджета на будущий год (как и в текущем) предусматривает на эти цели 5% от ВВП. И это правильно. И никто не возразит. Если будет знать, что все деньги затягивающего пояса населения доходят по назначению до копейки.
А вот здесь упомянутые Бирюковым "на ремонт столовых и закупку оборудования" 130 миллионов с цитируемыми выше рапортами из войсковых частей, военных учебных заведений и докладом начальника Генерального штаба об отсутствии столовых (или отремонтированных на 5%!), об отсутствии технологического оборудования согласовываться не хотят. Ну никак! Возможно, многое прояснится, когда итоги подведет военная контрразведка СБУ. Возможно. Будем надеяться, что ее сотрудников не станут кормить тест-обедом в одной из экспериментальных солдатских столовых.
Сергей Смирнов