Как видит глава Госкино реальные риски развития киноиндустрии
Примечательно, что о направлениях развития киноиндустрии глава Госкино говорил, в рамках недавней дискуссии «Дня арт-кино Европы», в киевском кинотеатре «Жовтень». Судя по всему, европейские кинопрактики главе нашего киноведомства не чужды. Во всяком случае, помимо традиционных для нас проблем «разгула аудио-визуального пиратства» и низкой покупательной способности, Филип Ильенко поднял вопрос того, что бюджетные средства есть смысл перенаправить от избыточного производства контента к стимулированию его распространения.
«Если говорить о полнометражном украинском кино, - цитируем Ильенко - то 20-25 картин в год нам достаточно. В этой связи меня огорчает перспектива распределения средств на развитие индустрии, когда в госбюджете 2019 заложено увеличение объёма на производство контента. При том, что там нет плана поддержки развития кинотеатров в малых городах, увеличения затрат на промо картин, или шагов направленных на борьбу с аудиовизуальным пиратством».
Именно объёмы, принципы распределения и оценку эффекта, - ставят в вину главе Госкино всякий раз, когда речь идёт о госполитике в сфере кинематографа. С одной стороны, стимулирование производства необходимо, с другой «продавливание рынка» при всё ещё неконкурентном контенте, - это прямой отсыл к «советским» практикам , о чём пишут Европейске коллеги из EUReporter в большом, аналитическом материале об украинской киноиндустрии: «Кинорынок Украины: динамика развития и угроза «советизации»!».
Авторы статьи считают, что во многом волюнтаристская политика господдержки несёт риски «осовечивания» киноиндустрии, несёт коррупционные риски, и, соответственно блокировку той позитивной динамики, которая в киноиндустрии наметилась. Они отмечают, что «сейчас предпринимаются активные попытки восстановить советскую систему прямого государственного контроля над кинопроизводством и кинопрокатом, «ручного» управления ею».
Более того, в худших традициях госрегулирования предпринимаются попытки использовать Антимонопольный комитет Украины, как инструмент давления на отдельных игроков рынка, с целью перераспределения коррупционных потоков». На флаги также поднимаются лозунги противопоставления «американского» и «национального» кино, что «вообще» отсылает к периоду «холодной войны». Но, тем не менее выводы в статье оптимистичны, европейцы считают, что обновлённый состав АМКУ, после Майдана возглавляемый Юрием Тереньевым, способен уйти от практик «папередников», и оценивать происходящее в индустрии с позиции развития рынка по западным стандартам.
Ну и риторика главы Госкино последнее время, вселяет оптимизм по части системного и цивилизованного подхода к основным проблемам, и пути их преодоления. Во всяком случае все игроки рынка и производители, и кинотеатры, и прокатчики, и тем более зрители в этом заинтересованы.