22:14 / 17.08.2018 Общество

Кумовство, некомпетентность, конфликты интересов. Портрет секретаря конкурсной комиссии ГБР Александра Леменова

Результаты отбора кандидатов в центральный аппарат ГБР могут быть оспорены из-за нелигитимности состава конкурсной комиссии №1, составленной вопреки Положению о конкурсных комиссиях бюро.

В заседаниях комиссии, уже отобравшей кандидатов на 160 должностей, принимал участие лишь 1 представитель ГБР, в то время, как пункт 2 раздела 2 Положения четко гласит: «Комиссия создается в составе не менее 5 человек, из которых не менее трех являются представителями бюро». Между тем, под протоколами комиссии с номера 1 по 8 стоит подпись лишь одного представителя ГБР, а остальные принадлежат людям, делегированным туда общественными организациями.

Одним из таких «общественников» является некий Александр Леменов, выдвинутый в комиссию Ассоциацией мониторинга соблюдения прав человека в деятельности правоохранительных органов (АМСПЧ). Интересно, что Леменов не является членом Ассоциации, но она сочла возможным выдвинуть его, «опираясь на его опыт, профессиональные и этические качества». Более того, конкурсная комиссия выбрала Леменова своим секретарем — вероятно, исходя из таких же доводов.

Каков же опыт секретаря комиссии? Оказывается, «колоссальный» — в свои 29 лет он имеет за плечами три года работы в частной юридической компании, сначала стажером, а потом младшим юристом. Но, видимо, построение дальнейшей карьеры показалось Леменову делом муторным, и он оставил работу, став «антикоррупционером-общественником» и основав общественную организацию StateWatch. Правда, при этом он всеми силами пытался пролезть в правоохранительные органы. Первая попытка увенчалась неудачей — в 2016 году Леменов «пролетел» мимо Совета общественного контроля НАБУ, с треском проиграв в интернет-голосовании. Однако со второй попытки ему таки удалось добиться желаемого — он стал секретарем конкурсной комиссии ГБР.

Интересно, что одним из голосовавших за его назначение участников комитета по отбору членов конкурсной комиссии стал Виктор Таран, лично знакомый с Леменовым с 2012 года. Они вместе работали в Центре «Эйдос», вместе занимались «общественной деятельностью» в Совете Реанимационного пакета реформ. Налицо явное «кумовство» и конфликт интересов.

Удалось бы Леменову просочиться в состав комиссии без поддержки Тарана? Весьма и весьма сомнительно. Сомнения вызывает даже юридическое образование Александра. В своей биографии он указывает, что учился на юридическом факультете КНУ им. Тараса Шевченко. Однако стипендию получал лишь на первом курсе. Что случилось потом, Леменов не уточняет: то ли перевелся на заочное отделение, то ли забросил учебу, удовлетворяясь «тремя баллами» при сдаче экзаменов. Позже Александр учился в бизнес школе МІМ, причем за его обучение заплатила компания «Вита Веритас», принадлежащая хозяевам ТРЦ DREAM TOWN. А еще в графе «образование» его биографии значится швейцарский University of Fribourg. Обучение в нем стоит не менее 1700 евро в год, а проживание в Швейцарии обходится, как минимум, в 2000 евро в месяц. Откуда у секретаря конкурсной комиссии такие деньги, он не объясняет.

Правда, в 2017 году Леменов задекларировал 492 715 грн доходов от предпринимательской деятельности. При этом он даже «скромно» занизил свои доходы, «забыв» вписать в декларацию деньги, полученные за «информационные услуги» от МБО «ФСЕ», ГО «Центр політико-правових реформ», ЦДВП, Український католицький університет, ІРРП, ГО «СВ» — на общую сумму 237 381 грн. К слову, эти «информационные услуги» заключались в озвучивании Леменовым нужных заказчикам тезисов в своем блоге и в СМИ.

Аналогичный способ заработка Леменов, вероятно, рассчитывает использовать и, работая секретарем конкурсной комиссии ГБР. Только на этой должности он не столько занимается пиаром, сколько проталкивает на должности в бюро людей, которым протежируют олигархические кланы и государственные чиновники. Такие, например, как директор Департамента лицензирования НБУ и, по совместительству, певец Александр Бевз. С которым Леменова связывают трепетные любовные отношения.

Впрочем, оставим интимную составляющую биографии секретаря конкурсной комиссии ГБР №1. Гораздо важнее, что чиновники такого уровня, как Бевз, являются потенциальными «клиентами» ГБР, а значит, опять же, налицо конфликт интересов.

Стоит ли удивляться, что Александр Леменов с первых же дней «провалил» работу в должности секретаря конкурсной комиссии? Ведь, как мы уже писали, состав комиссии №1 на первых заседаниях не соответствовал законодательству. Как секретарь, Леменов обязан был уведомить об этом директора ГБР Романо Трубу или его заместителя Ольгу Варченко. И добиться того, чтобы в комиссии были представлены не менее трех представителей бюро. Однако он предпочел этого не делать — вполне возможно, для того, чтобы протащить на должности «нужных» людей.

Впрочем, не станем настаивать на этом обвинении. Вполне возможно, что причиной такого положения вещей стала лишь вопиющая некомпетентность Леменова. Ведь три года работы в частной компании и 29 лет жизненного опыта — явно недостаточно для того, чтобы иметь право занимать столь ответственный пост.

ТЭГИ: