Земельные аферы, коррупция, репрессии против Евромайдана. Настоящее лицо Романа Трубы
25 июля пройдет рассмотрение Советом общественного контроля Государственного бюро расследований кандидатов, отобранных конкурсной комиссией бюро на должности глав департаментов. И уже известно, что директор ГБР Роман Труба попытается заменить одобренных комиссией кандидатов своими людьми.
Почему же Труба столь категоричен в своем неприятии назначений, сделанных конкурсной комиссией ГБР? Ответ прост: эти люди не устраивают политических и криминальных боссов директора ГБР. В Украине ни для кого не секрет, что Роман Труба — фигура не самостоятельная. Об этом свидетельствует и расследование проекта «Викривач».
За Романом Трубой стоит администрация президента, назначившая в кураторы Трубе своего первого заместителя Ольгу Варченко. Эта дама отметилась закрытием ряда резонансных дел о коррупции, когда работала в Генпрокуратуре. А также — фабрикацией уголовных дел против правоохранителей, расследовавших преступления высокопоставленных чиновников. Кроме того, расходы Ольги Варченко явно не соответствуют ее доходам — один лишь трехэтажный дом в Киеве тянет на ее зарплату лет за 100. А иных источников дохода, кроме зарплаты, судя по декларации Ольги Александровны, она не имеет.
Еще один босс Трубы — криминальный авторитет Игорь Кривецкий, финансирующий ВО «Свобода», но в последнее время активно сотрудничающий с АП. И, разумеется, семейство Дубневичей — братьями-депутатами Ярославом и Богданом, активно сотрудничающие с любой партией власти. Когда-то это была Партия регионов, а сегодня — Блок Петра Порошенко.
Именно благодаря Дубневичам Роман Труба в свое время получил должность прокурора Пустомытовского района Львовской области. Этот район «окольцовывает» крупный областной центр и, по сути, является одним сплошным пригородом Львова. Львовяне даже шутят, что их город — «самое большое село Пустомытовского района». Цены на землю там — запредельные. В Пустомытовском районе строят дома представители львовского бомонда, крупнейшие бизнесмены города. И с 2010 по 2014 год, когда Труба там прокуроствовал, район сотрясали постоянные скандалы, связанные с рейдерскими захватами земельных участков. Однако ни одного уголовного дела районная прокуратура не завела.
Зато сам Роман Труба неплохо «поднялся», работая во Львовской области. А еще — помог родственникам. В частности, он оформил пять земельных участков в селе Оброшино (площадью 7810, 535, 580 и 151 кв. М) и в селе Солонка (площадью 536 кв.м на родную свою сестру Марию Бекерскую.
К слову, работая прокурором Пустомытовского района, Роман Труба «отметился» и репрессиями против активистов Евромайдана. В частности, он пытался помешать львовским студентам выехать в Киев, в результате чего местные гаишники заблокировали им проезд. Кроме того, Труба пытался сфабриковать уголовное против активиста Андрея Шевцива, пытавшегося оспорить неправомерные действия госавтоинспекции.
«Через три часа из свидетеля я стал подозреваемым. Это мое дело шито белыми нитками, чтобы я не помогал активистам. Но движение на дороге перекрыли работники ГАИ, начали останавливаться машины, и получилось такое ситуативное перекрытие», – вспоминает Шевцив.
С этой точки зрения вообще выглядит странным, как Роман Труба смог и после Революции Достоинства работать в прокуратуре — ведь по всем критериям он должен был стать одним из первых «клиентов» люстрационной комиссии.
Но вернемся к материальному благосостоянию Романа Трубы. По официальной декларации директора ГБР, он «гол, как сокол». Но зато его мать владеет товарным знаком «У лысого Мацька» — так называется популярный ресторан в исторической части Львова. Самим рестораном официально владеет уже упомянутая сестра Трубы Мария Бекерская. Но львовяне знают, что в реальности им управляет директор ГБР.
В 2014 году Роман Труба пошел на повышение — из районной прокуратуры сразу в ГПУ, где возглавил следственное управление. Помог ему в этом криминальный авторитет Игорь Кривецкий, который, как уже упоминалось, является спонсором ВО «Свобода». Генпрокуратуру тогда как раз возглавлял «свободовец» Олег Махницкий, а потому Кривецкому не составило труда протолкнуть в ведомство своего протеже. На работе в Генпрокуратуре Труба особых лавров не снискал, хотя и занимался расследованием преступлений окружения белого президента Виктора Януковича. Злые языки, правда, говорят, что он на самом деле занимался не расследованием, а его саботажем, но оставим этот вопрос на их совести.
Так или иначе, Романа Трубу из Генпрокуратуры уволили. После чего он ушел работать в частный сектор экономики — в юридическую компанию «Сектор права». Вы думаете, работая в частной компании, Роман Труба обогатился? Согласно его декларации, — наоборот. За полтора года работы в «Секторе права» он, по собственному утверждению, получил 19100 гривен зарплаты. При том, что жена Трубы в это время находилась в декретном отпуске. Как семейство умудрилось прожить полтора года на 1100 гривен в месяц, остается загадкой.
Но сегодня Роман Труба — вновь на госслужбе. И обращается к Совету общественного контроля при ГБР с просьбой проверить кандидатуры людей, отобранных на должности руководителей департаментов. Мол, биографии сотрудников бюро «должны быть безупречны, чтобы не бросать тень на репутацию ведомства». О собственной биографии при этом директор ГБР предпочитает не вспоминать. А ведь очевидно, что столь серьезный «шлейф» компромата делает его абсолютно зависимым от политических бонз. А потому, именно Роман Труба и является главной угрозой репутации ГБР.