Что стоит за информацией об "травимых тушенкой солдатах" в Киеве
Бегущий генерал в мирное время вызывает смех, а в военное - панику. У нас с 2014 года эта шутка все больше убеждает: в ней лишь доля шутки, а все остальное - правда.
На днях заместитель начальника Главного управления развития и сопровождения Вооруженных Сил Вадим Старощук сообщил, что комиссия Министерства обороны выявила непригодную тушенку в войсковой части 2788 Киева: "Во время проверки выявлен ряд нарушений требований действующих нормативно-правовых актов, а именно выявлено продовольствие без документов, которые подтверждают качество и безопасность, а именно тушенное мясо из говядины в количестве более 176 тонн. Изготовлена данная продукция обществом с ограниченной ответственностью "Визит", город Узин, Киевская область". Старощук отметил, что договор о закупке был заключен с ООО "Укрпродакорд".
Интерпретацию сообщения СМИ иначе, чем паникой, не назвать. Вот несколько заголовков новостей: "Скандал в Киеве: военных пытались накормить тоннами "невесть чего", "Минобороны закупило для армии 176 тонн испорченного мяса", "Украинским солдатам едва не скормили 176 тонн "мутной" тушенки", "Солдат в Киеве травили некачественной тушенкой". Как видим, нагнетание шло от утверждения, что МО якобы сразу закупило "дрянь", до заверения, будто этой "дрянью" уже "травят наших защитников".
Во-первых, солдат никто не травил, в/ч 2788 - это 229-й объединенный центр материального обеспечения МО, где хранится неприкосновенный запас - военное имущество, предназначенное для использования в особый период и находящееся на долгосрочном хранении.
Во-вторых, Минобороны приобретало именно что качественную тушенку, это гарантировал 58-й центр ветеринарной медицины (войсковая часть А3466), который проводит лабораторные анализы продуктов, закупаемых для нужд армии. Вот Протокол испытаний №404 от 13.02.2015 в/ч А3466 консервов мясных "Говядина тушеная", производитель - ООО "Визит", заказчик - ООО "Укрпродакорд ОР": продукция соответствует ГСТУ 4450: 2005 "по органолептическим, физико-химическим, микробиологическим и радиологическим показателям". (Документ 2830). Аналогичный вывод содержится и в других протоколах анализа тушенки за 2015 год этого же производителя и этого же заказчика: №№1018 (12.05.15), 1100 (19.05.15), 1244 (03.06.15), 1245 (03.06.15 ), 2281 (08.09.15), 2666 (12.10.15), 2774 (26.10.15), 3123 (14.12.15). Общая партия - более 800 тонн, установленный срок годности консервов - 48 месяцев с предупреждением производителя: при условии хранения при температуре от нуля до двадцати градусов и относительной влажности воздуха не свыше 75%.
После принятия продукции с проверенным и подтвержденным качеством ответственность за ее сохранность ложится на собственника. Согласно статье 269 Гражданского кодекса, "иски, исходящие через поставки товаров ненадлежащего качества, могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня установления покупателем в надлежащем порядке недостатков поставленных ему товаров".
В нашем случае прошло не полгода, не год и не два, а целых три. Еще год назад ничто не вызывало нареканий. Так, например, согласно протоколов в/ч А3466 №3 от 04.01.17 или №3658 от 07.12.17 соответствие заложенной на хранение в 2015-м тушеной говядины ГСТУ 4450:2005 подтверждалось. А еще в документах, подписанных командиром в/ч А3466, ее руководителем по качеству, начальниками лаборатории диагностики, отделений бактериологического исследования, радиологии и токсикологии указана рекомендация по тушенке: "Разрешается использовать по назначению при соблюдении условий хранения". (Документ "Консерва мясная 2015). Кстати, и в правительственном Положении "О порядке учета, хранения, списания и использования военного имущества в Вооруженных Силах" (ст.13) отмечается: "Военное имущество хранится с соблюдением требований, предусмотренных документацией заводов-производителей".
Почему сегодня вдруг "генерал побежал, сея панику" - непонятно. Ведь известно: еще 8 июня 2018 исполняющий обязанности командира в/ч А2788 сообщил директору ООО "Укрпродакорд ОР" (предоставив соответствующие протоколы исследований), что в ходе последних проверок прошедшей весной в партии тушенки 2015 года были обнаружены консервы, которые требованиям государственного стандарта уже не соответствуют "по органолептическим и физико-химическим показателям". (Документ "Консерва А2788"). Более того, представители 229-го объединенного центра материального обеспечения и 58-го центра ветеринарной медицины предоставили образцы заложенной на хранение в 2015-м консервированной говядины в ГП "Всеукраинский государственный научно-производственный центр стандартизации, метрологии, сертификации и защиты прав потребителей". Где было зафиксировано их несоответствие ГСТУ 4450:2005 по органолептическим, в частности, показателям. Т.е. по внешнему виду и консистенции. (Документ "Протоколы 2015").
Что интересно, проверяя консервированную продукцию, которая хранится на складах вот уже три года и еще в 2017-м самым владельцем признавалась качественной, никому и в голову не пришло проверять условия хранения. А правда ли, что за три зимы в складских помещениях температура ни разу не опускалась ниже нуля? На самом ли деле за три лета ртутный столбик термометра не поднимался там выше двадцати градусов? Не говоря уже о максимуме относительной влажности воздуха в 75%.
Тем не менее, в письме и.о. командира в/ч А2788 руководителю фирмы-поставщика - со ссылкой на договор между Департаментом государственных закупок МО и "Укрпордакордом" - высказывается просьба "освежить консервы мясные, содержащихся в неприкосновенных запасах войсковой части А2788". Согласно заявке объединенного центра материального обеспечения МО, поставщик - "Укрпордакорд" - должен до 31.08.2018 "освежить" 187,7 т мясных консервов (а не 176 тонн, о которых говорилось в паническом сообщении полковника Старощука).
Если суммировать сухие документы беспристрастным взглядом, картина выглядит следующим образом: 1) Заказчик приобрел у Поставщика продукцию, которую тот купил у Производителя; 2) Заказчик провел экспертизу продукции, убедился в ее качестве, принял и заложил на хранение, неоднократно проверяя ее состояние; 3) за год до окончания срока годности продукции в партии выявлено несоответствие по определенным показателям; 4) прекрасно зная, что за хранение продукции отвечает именно он, Заказчик ненавязчиво пытается "перевести стрелки" на Производителя, умело манипулируя чувствительной реакцией общества на все аспекты, касающиеся обеспечения воюющей армии.
P.S. Возможно, кое-кто обратил внимание на еще два аспекта: по утверждению Вадима Старощука, в в/ч А2788 "обнаружено продовольствие без документов", а руководит сегодня этой частью офицер в статусе "вр.и.о.". Вероятно, некоторый свет на эти детали прольет информация, обнародованная журналистами-расследователями в 2016-м - через год после закладки злосчастной тушенки, когда 229-м объединенным центром материального обеспечения командовал полковник Заярный Александр Борисович: "Преступный механизм, который ввел господин Заярный А.Б., заключается в том, что он, как руководитель в/ч А2788, осуществляет закупку высококачественного горючего для нужд МО Украины. В дальнейшем, с целью собственного обогащения, находясь в преступном сговоре, господин Заярный втайне продает указанное высококачественное топливо гражданским лицам по цене значительно ниже рыночной. За вырученные средства Заярный покупает такой же объем горючего, но уже низкого качества, и, соответственно, по низкой цене. А разницу от вырученных средств Заярний присваивает".