Очередной генерал обвиняется в коррупции: государство "кинули" на миллионы евро
Начальник войск связи генерал Рапко погорел на "турецком контракте"
В декабре 2017 года Главной военной прокуратурой был составлен протокол о военном административном правонарушении в отношении начальника войск связи генерал-майора Рапко. Очередное судебное заседание по этому делу состоится 3-го марта в Соломенском суде столицы.
Генерал обвиняется в том, что «…проигнорировав требования законодательства по соблюдению в государственном контракте обязательного условия получения Украиной соответствующих компенсаций, генерал-майор Рапко В.В. собственноручно подписал контракт о поставке (закупки) у иностранного субъекта хозяйствования средств радиосвязи, стоимость которых превышает пять миллионов евро, в связи с чем Украина потеряла возможность получить офсетные компенсации (выполнения работ, связанных с обслуживанием, ремонтом военной техники, предоставление услуг или инвестиций, передача прав на интеллектуальной собственности, предоставление технической помощи по реформированию сектора обороны и безопасности и др)».
В расследованиях СМИ коррупционной схемы по закупке турецких раций, которую реализовала в прошлом году «группа Пашинского», личность Рапко всплывала с закономерной периодичностью. Так как только он, занимая пост начальника войск связи, мог обеспечить Пашинскому и компании, заложившим в контракт свои 100 миллионов долларов, «законную» возможность провернуть эту международную аферу.
Напомним: за контракт боролись два основных конкурента – израильский оборонный концерн Эльбит и турецкое предприятие Aselsan. Стартовые позиции были довольно красноречивыми.
Эльбит – передовой израильский оборонный концерн. Входит в топ лучших мировых производителей военных средств связи. Его продукцией оснащено большинство армий стран НАТО. Предлагал Украине строительство завода и выпуск раций своими силами, на собственной территории. На эти цели выделялся транш от израильского экспортного агентства.
Aselsan - малоизвестный турецкий производитель, рации которого закупают несколько ближневосточных стран. Предложил Украине цену, близкую к топ-производителям (хотя на внешних рынках котируется на 30% дешевле, что вызвало у прессы обоснованное предположение, что «маржа» является коррупционным интересом украинской стороны). Сборка – на заводах в Турции.
Казалось бы – выбор напрашивается сам собой. Интересно, что на старте процесса генерал Рапко признавал предложение израильтян по всем параметрам более выгодным. Однако когда в «теме» появился Пашинский, мнение Рапко диаметрально изменилось – еще до начала сравнительных испытаний он объявил, что турецкие рации лучше подходят для украинской армии.
Генерал также утверждал, что окончательное решение в пользу Aselsan было приято Министром обороны еще 7.11.2016 года – «по результатам испытаний». Однако известно, что испытания на самом деле начались на месяц позже - 12.12.2016 года (эта дата указана в приглашении, которое «Спецтехноэкспорт» прислал в израильский офис «Эльбит»).
Таким образом становится ясно, что «турецкий контракт» был одобрен на самом деле без всяких испытаний, которые позже были сымитированы для проформы. И даже с результатами этого спектакля, израильского участника не ознакомили!
Дело получилось громкое. Израильтянам начали ставить палки в колеса: приглашали на испытания за несколько дней до их начала, не давая подготовиться; не допускали представителя «Эльбит» на полигон, обвиняя в шпионаже; засекретили результаты испытаний… Истрия даже стала объектом внимания международной прессы. В частности об этом писала авторитетная L'Européenne de Bruxelles.
Тем не менее, контракт с турками был подписан.
В результате рации для ВСУ собираются в Турции - на заводах, где сейчас вовсю хозяйничают российские военспецы. Турция закупила у России ЗРК С-400, производство которых налаживается на турецких предприятиях. То есть стараниями генерала Рапко, коды связи и прочие тонкости оборудования украинской армии никак не прикрыты режимом секретности.
Впрочем, секретность, как оказалось, не так уж и важна. Так как первые же попытки имплантировать рации Aselsan в украинские танки и БМП показали, что Пашинский и Рапко просто закопали сотни бюджетных миллионов в землю (без учета тех, которые, вероятно, оказались в их карманах). В докладе главного бронетанкового управления говорится, что «…средства связи Aselsan привели к возникновению ряда проблемных вопросов, которые делают невозможным использование образцов по назначению и значительно снижают боеспособность подразделений».
И тут роль Рапко можно считать просто фатальной. Как начальник войск связи он не мог не знать, что именно израильский Эльбит успешно адаптировал под стандарты связи НАТО бронетехнику (в частности, танки) советского производства, которые до сих пор стоят на вооружении стран бывшего соцлагеря, принятых в Альянс. "Эльбит" модернизировал тысячи единиц «советской» бронетехники в Индии, где построил два завода по производству средств военной связи для этих целей.
Турецкий же производитель такого ценного опыта не имел. Из-за чего сегодня в ЗСУ потенциально есть рации, но фактически применять их невозможно.
Правда, эта, мягко говоря, служебная халатность генерала не является предметом судебного разбирательства. Пока что Рапко обвиняется в том, что подписав «турецкий контракт», который противоречил стандартным условиям украинской выгоды, лишил страну инвестиционных денег, перспектив собственного производства, создания рабочих мест… Всего того, что предлагала израильская сторона и не предлагала турецкая.
Понятно, что схема лоббировалась Пашинским, который сделает все, чтобы в ходе судебного разбирательства не всплыло упоминание его скромной фигуры. Во всяком случае генерал Рапко пока держится уверенно: болеет. По причине его болезни были сорваны уже три судебных заседания из шести.
Скромного служаку защищают аж 4 адвоката. Вероятно, турецкий контракт, невыгодный стране и армии, оказался выгодным отдельным чинам. Ведь адвокатские услуги ныне оцениваются от 100 долларов в час, а генерал содержит четверых защитников! Которые, только за одно заседание, обходятся в несколько тысяч долларов. Скромной министерской зарплаты на такую роскошь уж никак не хватит.
И то, что основной стратегией защиты является затягивание процесса, говорит только об одном – аргументов для своего оправдания у Рапко нет. А те, которые он озвучивал прессе, мол, «Турция это страна НАТО!», в суде не пройдут. Даже при том, что судьи не знают, что страны НАТО оснащают свои армии израильскими средствами связи.