Максим Степанов, он же Полиграф Полиграфыч ─ первый человек на Одессе
Стать сменщиком такой яркой и неординарной личности, как Михаил Саакашвили очень сложно. Максим Степанов все же рискнул и в январе прошлого года стал председателем Одесской областной государственной администрации. Об этом пишет "Антикор".
Универсальный Максим: хирург-психиатр-менеджер
Сам он не менее интересная фигура, чем неистовый «Михо», стоит только внимательно покопаться в его биографии. Правда, все же масштаб несколько иной, чем у экс-президента Грузии. «Украинский» грузин закручивает мощные водовороты, поворачивая вспять политические реки. Степанов пока только барахтается в мелкой луже, поднимая только брызги, но потенциала и времени для создания высоких волн у него предостаточно. Во всяком случае, до сегодняшнего дня он весьма уверенно себя чувствовал, перешагивая через все препятствия, возникающие у него на пути. Первым из них оказалась учеба в Донецком национальном медицинском университете имени Максима Горького. Степанов преодолел ужас перед анатомичкой, вызубрил массу толстых учебников, сдал экзамены и зачеты, принял клятву Гиппократа и получил заветный диплом и звание хирурга. Усекать грыжи и удалять аппендициты он почему то не стал. По его собственному признанию из всех медицинских дисциплин ему по нраву пришлась психиатрия. Видимо поиски потенциальных пациентов после института привели его в государственную компанию «Торговый дом «Газ Украины» - «дочку» национального топливного гиганта «Нафтогаз Украины». Печальный опыт банкротства учрежденного им в 1995 году ООО «Телос», торговавшего строительными материалами, не был принят его начальниками во внимание. Степанову поручили торговать нефтепродуктами, сразу назначив заместителем генерального директора. Вообще неудавшийся хирург всегда испытывал тягу к государственным или близким к ним структурам. Медицина, в том числе любимая психиатрия, такой возможности ему предоставить, конечно же, не могла. В «Нафтагазе» он познакомился с Игорем Диденко - искусным игроком на рынке топливных махинаций, получившем в 2010 году за неформальный подход к должностным обязанностям приговор суда с пятилетним условным сроком. Диденко по политической окраске принадлежал к лагерю Юлии Тимошенко и в периоды обладания властью не забывал своего юного друга.
В 2004 году коллекция дипломов удвоилась. Максим Степанов стал дипломированным специалистом по «международной экономике», подготовленным в Киевском национальном экономическом университете. К тому времени он уже год, как трудился заместителем главы Государственной налоговой администрации. Неплохо для студента-старшекурсника. С двумя документами о высшем образовании ему не пристало служить клерком, выполняя волю начальников. Степанов решил выдвинуться в первые ряды. Он возглавил совет директоров ООО «Республиканский правовой союз». Информация о деятельности этой коммерческой структуры крайне скудна. Имена клиентов и партнеров строго засекречены. Известно, что ее уставной фонд довольно солидный - 4 млн гривен, из которых 61% принадлежит самому Максиму Степанову, 9% его младшему брату Игорю и 30% олигарху родом из Донецка, но с греческим подданством Леониду Юрушеву. Юрушев известен тем, что неоднократно оказывал финансовую помощь оппозиции, например, в лице Арсения Яценюка.
В 2001 году в пору активной торговлеи нефтепродуктами Степанов учредил ООО «Консалтинг-Альянс». В его уставе он определил род деятельности - маркетинговые исследования, консультации по вопросам ведения бизнеса на Украине. Размытые формулировки наводят на мысль, что через такую структуру могли проводиться операции по легализации «левых» доходов. Подобных примеров масса. Будучи работником государственной структуры и не имея права на занятие коммерческой деятельностью, Максим Степанов вместо себя поставил во главе фирмы родного брата. Через 3 года заработанных на нефти денег хватило на преобразование маленькой консалтинговой фирмочки в довольно респектабельный «Республиканский правовой союз» с такими же неясными целями деятельности. Укрепляя контакты с Игорем Диденко, Степанов вместе с ним учредил в 2007 году еще одно ООО «Укрминерал» с уставным фондом в 2 млн гривен, что еще раз доказывает, что непонятная правовая деятельность у Степанова оказалась весьма доходной. У «Укрминерала» оказалось все прозрачно. Фирма занималась добычей строительного и декоративного камня. Через год Диденко своеобразно отблагодарит своего партнера. Он предложит направить его помогать Николаю Сердюку, назначенному главой Одесской области. Сердюк получил известность тем, что родился в одном селе с президентом Украины Виктором Ющенко. Через 2 года Степанов вновь возглавит еще одного государственное предприятие «Украинский государственный центр транспортного сервиса «Лиски». Помимо Игоря Диденко и владельца нескольких гостиниц в Киеве Леонида Юрушева путь наверх Степанову помогал прокладывать его кум Игорь Палица ─ человек из ближайшего окружения другого украинского олигарха Игоря Коломойского. Палица до Саакашвили был руководителем Одесской области.
Первопечатник Степанов
В 2011 году Максима Степанова назначили генеральным директором ГП «Полиграфкомбинат Украина», входившем в структуру Национального банка Украины и занимавшемся изготовлением различных официальных бланков. Новое назначение имело стратегический смысл и отражало развернувшуюся между политическими элитами Украины подковерную борьбу. Полиграфкомбинат должен был печатать избирательные бюллетени к предстоящим в следующем году выборам депутатов в Верховную Раду. Покровители Степанова все сплошь принадлежали к «оранжевому» спектру политических сил. Что они ждали от нового директора госпредприятия? Доподлинно неизвестно. То ли запустить «левый» тираж избирательных бюллетеней в свою пользу, то ли предотвратить подобные планы соперников? Кончилось все тем, что внутренние войска МВД взяли под охрану комбинат, значительно усилив меры режима на нем.
Работники комбината первые месяцы были шокированы полной некомпетентностью нового директора, за глаза называя его Полиграф Полиграфыч, но поняв, что все случившееся весьма серьезно и надолго, вынуждены были смириться. С собой на комбинат Степанов привел свою «команду» в лице Светланы Шаталовой, назначенной заместителем директора по финансам. Двадцативосьмилетняя девушка до этого работала в бухгалтерии «Нафтогаза Украины». Степанов в пору нефтетрейдерской молодости познакомился с ней на одном из новогодних корпоративов.
Абсолютным монополистом на государственный заказ по оказанию полиграфических услуг в то время был концерн ЕДАПС. Это даже видно из его полного названия - Единая государственная автоматическая паспортная система. «Полиграфкомбинату Украина» доставались жалкие крохи с барского стола - трудовые и медицинские книжки, официальные бланки с гербами-«трезубцами». Руководство ЕДАПС было тесно связано с руководством «Партии регионов» и их бизнес интересами. Максима Степанова все считали человеком «померанчевых». Это большая ошибка. Всем хамелеонам присуща мимикрия. Противостояние цветов перешло в схватку коммерческих интересов. Государство поставило целью начать изготовление и выдачу населению биометрических паспортов. Верховная Рада даже приняла специальный закон, подготовленный нардепом Василием Грицаком. Дело в том, что Евросоюз обещал представить безвизовый режим посещения только владельцам биометрических паспортов. Учитывая взятый курс на вхождение в Европу, задача подготовки к освоению изготовления современного вида документов приобрела приоритетное значение. Начало выпуска биометрических паспортов неоднократно переносилось. Для полиграфистов тема оказалась настоящей «золотой» жилой. Тендер на изготовление первой партии из 600 тыс штук выиграл ЕДАПС. Полиграфкомбинат даже не участвовал в конкурсе. Только немецкая компания «Мюльбауэр» попыталась побороться за 100 млн гривен, стоявших на кону. Дальше стало происходить совершенно непонятное. ЕДАПС, ранее заявлявший о полной готовности к выполнению важного заказа, потребовал дополнительное оборудование для увеличения производственных мощностей. Всю остальную работу они и так скинули на полиграфкомбинат. Оборудование потянуло на $3 млрд, причем, абсолютно неожиданно чуть ли не половина его оказалась в цехах «Полиграфкомбината Украина». В случаях подобной спешки размер откатов обычно достигал 50%. С экономической точки зрения изготавливать паспорта у ЕДАПС было выгоднее. Один обычный загранпаспорт на бумаге, отпечатанный ЕДАПС, приносил производителю прибыль около 10 гривен. Прибыль от изготовления такого же загранпаспорта в цехах полиграфкомбината едва дотягивала до 5 гривен. В закулисной борьбе Максим Степанов оказался на голову сильнее конкурентов. На сторону полиграфкомбината косвенным образом встали американские власти, возбудившие уголовное дело против высшего менеджмента ЕДАПС по поводу неконтролируемого оборота документов. Результаты тендера были пересмотрены. Госзаказ на биометрические паспорта, а заодно и на ID-карточки был передан «Полиграфкомбинату Украина».
Максим Степанов в лучах славы
Вооружившись новыми станками и получив возможность купаться в бюджетных деньгах, Максим Степанов развернулся на полную катушку, создав себе имидж сверхуспешного менеджера. Действительно цифры выглядят впечатляющими. В 2011 году полиграфкомбинат показал прибыль всего лишь в 3 млн гривен. Через 5 лет цифра увеличилась в 100 раз! В 2015 году генеральному директору комбината присвоили звание «Менеджер года», он успел защитить кандидатскую диссертацию по экономике. В то же время постоянно циркулировали слухи о большой коррупционной составляющей в себестоимости изготавливаемых документов, основанные на абсолютной непрозрачности механизма ценообразования. В год подлинного триумфа Степанова полиграфкомбинат поднял стоимость изготовленного бланка паспорта на 16%, обосновав свое действие девальвацией национальной валюты и введением специального таможенного сбора на импортные материалы. Одновременно с этим поднялась на 50% стоимость консультационных услуг, несмотря на то, что для консультаций нет необходимости в использовании материалов, ни импортных, ни отечественных, и сама услуга не зависит от валютного курса. Государственная миграционная служба Украины старалась всеми доступными средствами донести свой протест против ценового диктата производителя. Руководство службы категорически отказалось подписывать контракт с полиграфкомбинатом, но Степанов подключил тяжелую артиллерию и все улеглось. В том же 2015 году повсеместно начались странные задержки с оформлением документов. ГМС Украины вновь указала пальцем в сторону «Полиграфкомбината Украина». Объяснения вынужден был давать сам генеральный директор. На комбинате вышла из строя линия лазерной гравировки и пришлось вводить ограничения мощности выпуска. О затраченных на покупку оборудования миллиардах долларов и откатах он не вспоминал. Кроме того, Степанов поддержал странную инициативу Министерства финансов Украины об отмене голографической защиты на акцизных марках. Как производитель марок он должен быть выступать за ее сохранение. Впрочем, происходило это в 2012 году, когда Полиграф Полиграфыч еще плохо представлял тонкости ведомого им бизнеса.
Наконец в ноябре 2016 года случилась отставка Одесского областного головы Михаила Саакашвили. Потом был конкурс с 30-ю кандидатами на должность, победа и личные поздравления от президента во время церемонии представления нового главы области. Бытует мнение, что конкурсы - это банальная торговля государственными должностями, облаченная в одежды объективности. Президент Порошенко выразил уверенность, что Максиму Степанову по силам вывести область из упадка, в который она была ввергнута предшественником. Пока же новый председатель Одесской областной государственной администрации отметился инициативой по запрету выступления певицы LOBODA на День города.
Руслан Якушев